По мотивам моего выступления в Сколково 19 марта 2012 года на заседании экспертной сессиии подгруппы "Инновационное развитие" проекта "Открытое правительство", сессия "Образование и наука".
Также как проект ё мобиль построен на устранении "неэффективностей", также устраняя неэффективности из образования мы можем построить образование будущего.
Конкретные "неэффективности" можно сразу перевести в задачи и предложения. И найти решения задач в мировой или Российской (есть пророки в своём отечестве!) практике.
Например, неэффективность №0 - сообразно ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРИВИВКЕ оВнимании. Надо обращать внимание, на что мы обращаем своё внимание. То есть бросаем все силы. Так вот. Мы всё чаще направляем свои силы на восстановление имиджа Российского образования, нежели чем на улучшение качества самого образования. Любой некачественный товар можно продать. Но в волновой среде - только один раз. Итак, предложение - занимаемся не имиджем, а повышением самого качества образования.
- Чем лучше детский сад - тем хуже в школе. Чем лучше учат в школе - тем хуже в институте. Чем лучше учат в институте - тем хуже на работе. Потому что если в школу пришёл уже изучив материал - неинтересно изучать тоже самое и теряешь бдительность. А через год - темп уже не восстановить, и огонёк в глазах угас. Помните что говорили преподаватели в институте: "Забудьте всё, чему вас учили в школе", а на работе говорили: "Забудьте всё, чему вас учили в институте".Предложение - совместить под одной крышей учебные заведения, настроить интеграционные процессы между работодателем и ВУЗом, совместить учебные программы между институтом, школой и детским садом.
- Нет научного обоснования содержания образования. Не обоснована школьная программа, которую пишут коллективно все преподаватели. Даже если методики у всех гениальные - из них всех получается театр абсурда для учащегося, калейдоскоп и мозайка разрозненных знаний. Нет преемственности, не настроены кооперационные цепочки между преподавателями. Пусть и преподаватели гениальные, все с авторскими методиками. Но не научили их одному - смотреть за стенку другому преподавателю. Не научили коллаборативности. Не научили совмещать знания и организовывать преемственность. И у каждого - как с чистого листа. Предложение -все программы совместить друг с другом. Например, если по истории переселение народов требуется запомнить, что оно было по данной траектории - необходимо подкладывать географию с картой и показывать, что здесь леса, а здесь - поля. В лесах прятались, а в полях огороды городили. И не надо ничего запоминать. В школеАндрея Всеволодовича Курбатова, например, в первые года до 2 часов ночи преподаватели перед очередным днём садились и обсуждали кто что будет рассказывать на следующих день ученикам.
- Модель выпуска учебников лишена ответственности за их качество и содержание. Это значит, что кто быстрее написал, кто тендер по дешевизне выиграл, кто родственник закупщика или кто больше вернул денег обратно в конверте - тот и получил заказ на поставку учебников. Не видели цветные мелованные Соросовские учебники по Истории, которыми заменили старые учебники в библиотеке МГУ, в которых Второй Мировой Войне уделено 2 страницы? Без шуток. Или учебники Погорелова по Геометрии, в которой даже аксиомы трактуется всеми преподавателями геометрии по-разному - отсюда возникает непонимание, и, как следствие, потеря интереса к предмету (Каков бы ни был треугольник, существует равный ему треугольник в данной плоскости в заданном расположении относительно данной полупрямой в этой плоскости, источник).Предложение - сделать экономически ответственным издательство за "клопов" в учебниках.
- Преподаватели не заинтересованы в качестве обучения. Сколько бы не говорили о качестве - во-первых, преподавателям платят не за "обученность", а за часы. Да и платят откровенно, мягко говоря, мало. Поэтому система выдавливает более подготовленные кадры из системы образования. Предложение - сделать преподавателей заинтересованными. В Московской школе №1804 20 лет назад Андрей Всеволодович Курбатов до открытия три года готовил педагогический состав на 70% из родителей. Плодятся кафедры при ВУЗах, имени компаний, которые в будущем набирают из студентов себе кадры. Преподают их будущие начальники. Из зарубежного опыта - в MIT или Стэндфорде преподаватели входят в советы директоров компаний, организуемых своими студентами в роли консультантов. При этом являются миллионерами и не бросают свою основную деятельность - преподавание.
- Новые технологии внедряются без понимания возможностей. Это значит, что давно все лекции можно записать на видео, а преподавателей освободить для более творческой деятельности. Но это не значит, что преподаватели не нужны. Многие, организующие дистанционное образование впадают в другую крайность - записывают курсы на видео и всё. Дело в том, что восприятие каждого человека ограничено. И ограничено у каждого по своему. Оно проявляется в специфичности вопросов на лекции, если говорить про институт. Преподаватели должны обеспечивать так называемое "авторское сопровождение". Предложение - поменять местами лекции и домашние задания и задачки. Лекции смотреть дома, а домашнее задание приходить делать в школу, ВУЗ вместе с преподавателем.
Это лишь некоторые из известных мне неэффективностей, про который я успел рассказать. Но даже если данные неэффективности трансформировать в задачи, а задачи решить на основе коллективного опыта, краудсорсингом, применяя лучшие решения - практики - мы получим то, к чему всегда стремились - достойное образование в России и благодарность наших детей.
По теме: Образование будущего
Стоит отметить, что в эпоху постоянной смены профессий, кадрового голода на предприятиях, личностного роста в условиях постоянноменяющихся запросов на компетенции - тема образования становится всеобъемлющей. А это значит - нам предстоит организовывать свою личную систему образования, корпоративную, систему образования, систему образования для своих детей за отсутствием альтернативы, построенной по парадигме адаптивности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий