вторник, 29 октября 2013 г.

Storytelling: как с помощью историй решать бизнес-задачи


Александр Яныхбаш
Александр Яныхбаш Фото: пресс-служба 

Истории помогают нам на протяжении всей жизни. С самых древних времен, задолго до возникновения письменности именно истории были основным средством коммуникации между людьми. Сказания о божествах и ритуальные обряды распространялись через истории. Необходимость в передаче информации о трудовой деятельности из уст в уста, как утверждают некоторые психологи, являлась одним из факторов, оказывающих сильное влияние на развитие головного мозга древнего человека. Сформировавшись и закрепившись в ходе эволюции, такая форма поведения доказала свою эффективность.

И в современном мире мы, будучи детьми, учимся на историях, которые слышим от наших родителей и старших друзей. Слушая сказки, мы узнаем о том, как устроен мир, «что такое хорошо и что такое плохо», учимся оперировать категориями, рассуждать, делать выводы и т.д. По мере взросления мы начинаем рассказывать истории сами. Порой, чтобы оправдаться за невыполненную домашнюю работу в школе или чтобы рассказать о том, как мы провели каникулы. Истории нужны, чтобы поддержать беседу, передать информацию и как-то повлиять на людей.

Мы используем истории для решения широкого круга бизнес-задач. Сторителлинг как умение рассказывать истории применим в обучении, наставничестве, проведении презентаций, мотивации сотрудников, приеме на работу кандидатов и т.д. и является эффективным средством для выстраивания бизнес-коммуникаций.

Почему рассказывание историй эффективно работает при построении коммуникаций? Во-первых, у слушателя в процессе следования за рассказчиком возникает чувствоидентификации с «героем». Как правило, истории рассказываются в тех случаях, когда в них есть указание на способ решения какой-либо задачи, иллюстрация какого-нибудь процесса или наглядный пример. Таким образом, описываемая ситуация может как прямо, так и косвенно отражать происходящее с самим слушателем. Благодаря этому он мысленно встает на место «героя» истории и проходит с ним событийный ряд. Здесь же кроется вторая причина эффективности историй, которая заключается в том, что проблематика является близкой и актуальной слушателю. Традиционный пример – использование историй на Welcome-тренингах или конференциях сетевых компаний. Собирается большая аудитория, состоящая из новичков, приглашаются энергичные спикеры – достигшие успеха сотрудники и топ-менеджеры, которые начинают рассказывать «новобранцам» свои success stories. На глазах у публики разворачивается драматическое действо, в котором оратор откровенно делится тем, как начинал свой путь, когда у него было в кармане только 20 долларов. Он рассказывает обо всех трудностях, с которыми ему довелось столкнуться, приправляет фразами «но я верил в себя», а в итоге зрители видят, как у него «все получилось». Налицо идентификация аудитории с героем истории и близость происходящих с ним событий. Так же как и спикер, многие из пришедших на конференцию ищут новые возможности, испытывают финансовые сложности, хотят изменить свою жизнь и мир вокруг. История с хеппи-эндом помогает им поверить в свои силы и сделать важный шаг.

Другой причиной эффективности историй является метафоричность и образность. Мы часто прибегаем к историям, чтобы проиллюстрировать сложные вещи простыми словами. Для этого используем метафоры и аналогии, включаем эмоциональные образы. На одной из встреч со стартапами мне однажды довелось услышать, как один лидер проекта долго объяснял ментору, в чем суть его бизнес-идеи. После нескольких вариантов объяснения ментор «упаковал» витиеватую мысль в одну фразу «у тебя это как "Фейсбук" для собак». В данном случае приводится аналогия, которая понятна и доступна слушателю, и мы достигаем лучшего понимания вопроса.    

Безусловно, ценность историй заключается ввыводах, которые делает аудитория. «Сказка ложь, да в ней намек» – полностью отражает цели сторителлинга. Делая выводы, слушатель приходит к новому знанию: понимает способы решения задач, находит ответы на интересующие его вопросы. Наличие «морали», которая зачастую даже не озвучивается («Мораль сей басни такова»), помогает, например, в наставничестве, где важно, чтобы человек самостоятельно приходил к нужным инсайтам. 

Поскольку большинство из нас является «интуитивными рассказчиками», то вследствие незнания принципов составления историй наш рассказ не оказывает нужного воздействия. Какие ошибки встречаются наиболее часто? Что нужно учесть, чтобы история «сработала»?

Структура истории.

История должна с первых секунд привлекать внимание и погружать слушателей в контекст. Даже обыкновенный анекдот является точной моделью полноценной истории, поэтому рассмотрим традиционное начало анекдота: «На уроке ОБЖ учительница рассказывает детям…» Первое, что должно быть в истории, –экспозиция, которая сразу помещает слушателя в контекст. Мы видим, с кем(учительница, Вовочка) и где (на уроке) будет происходить событие. Если вспомнить народные сказки, что они начинаются со слов «жили-были старик со старухой». Как и в предыдущем случае, мы видим, что основными действующими лицами будут старик и его старуха. В ряде случаев в экспозицию нужно ввести время действия. Такой элемент мы можем использовать, например, в начале презентации: «На прошлой неделе я был в компании N, и у меня состоялся разговор с менеджером департамента…»

Следующий элемент истории – герой. Это основной персонаж, вокруг которого развиваются события. Героем истории может быть вымышленный персонаж, сам рассказчик, люди, знакомые как рассказчику, так и слушателю. В хорошей истории содержится краткая характеристика героя, чтобы слушатели как можно лучше понимали контекст и мотивацию поступков героя.

Одним из весьма распространенных поводов для сторителлинга является вопрос HR-менеджера «Расскажите о себе». Однако, к сожалению, многие соискатели обходятся лишь перечислением стандартных биографических сведений: родился в Москве, учился в 123-й школе, ходил на бокс, учился в университете на факультете, стал работать в компании N». Такой рассказ, по сути, дублирует информацию, которая уже имеется у рекрутера в резюме, поэтому нужно воспользоваться моментом и рассказать историю, которая охватывала бы ключевые биографические события, но также характеризовала человека как подходящего кандидата. В историю о себе можно включить описание важных функций на предыдущем месте работы, компетенции, заметные события, которые являются ценным вкладом в профессиональный опыт.  

Третий элемент истории – это событие, которое происходит с героем (в сценарном искусстве также можно увидеть термин «конфликт»). Событие состоит из проблемы, с которой сталкивается герой, и решения, которое он находит. Описывая событие, мы даем слушателям возможность увидеть себя на месте героя (здесь и происходит идентификация, см. выше) и «примерить на себя» его опыт. Диада «проблема-решение» является классическим приемом, который используется для привлечения внимания аудитории и демонстрации актуальности предлагаемых идей. Во время своих презентаций Стив Джобс многократно прибегал к такому способу. Так, на премьере первого iPhone он начал выступление с того, что на рынке существует множество разных моделей смартфонов (экспозиция). Однако из-за избытка кнопок и сложного меню в них очень сложно разобраться, поэтому иногда себя (герой) чувствуешь недостаточно smart (проблема). После этого он сделал анонс и сказал, что компания Apple «заново изобрела телефон», и показал новинку (выход на решение проблемы).      

Грамотно выстроенная структура истории позволит не упустить важные для слушателей детали, широко осветить ситуацию и способы преодоления препятствий, из которых аудитория сделает необходимые выводы.

Люди верят личным историям

История должна достигать сердец слушателей. Только такая история, которая рассказана от всей души, имеет наибольший потенциал. Это происходит вследствие того, что, рассказывая о своем личном опыте, мы гораздо эмоциональнее и живее подаем информацию. Мы помним, как оживлялась студенческая аудитория во время скучной лекции, когда преподаватель вдруг переходил на примеры из жизни. Меняется тембр голоса, появляется жестикуляция, используются образы и наглядные иллюстрации, ощущается энергетика рассказчика.

Вспомните любой пересказ фильма или кино, который вам приходилось слушать, и сравните с любой личной историей, которая произошла с самим собеседником (даже необязательно, чтобы он спасал весь мир, достаточно даже одного котенка). Когда история произошла лично с вами, вы рассказываете ее с большей отдачей, чувствуется, что именно вы ее пережили и вам, в свою очередь, сильнее сопереживают. С другой стороны, любую, даже самую интересную, драматичную историю можно рассказать так пресно, что она пройдет мимо и не задержится в сознании слушателей. 

Аудиторию «цепляют» личные истории, поэтому им больше верят. Мы с большей охотой доверимся совету человека, который лично воспользовался услугами данного врача, адвоката, дизайнера, чем сотням объявлений и положительных отзывов на сайте.

Сторителлинг – это технология рассказывания. Многие считают, что рассказчиком нужно родиться. Но на самом деле умение своевременно передать нужную историю, грамотно продемонстрировать ценность описываемых событий для человека, подвести его к нужным умозаключениям и найти способы решения бизнес-задач через проживание сюжета является лишь результатом практики и подготовки. И тогда сторителлинг становится настоящим искусством.



Комментариев нет:

Отправить комментарий