среда, 9 октября 2013 г.

Социальная сеть Цукерберга как часть мирового ландшафта и резервация для Global Russians

Facebook навсегда? 3092 3

Социальная сеть Цукерберга как часть мирового ландшафта и резервация для Global Russians

Социальная сеть Цукерберга как часть мирового ландшафта и резервация для Global Russians
Социальная сеть Цукерберга как часть мирового ландшафта и резервация для Global Russians
Иллюстрация: Эксперт Online

Facebook - первая из соцсетей, которая добилась глобальной гегемонии; миллиардной аудитории не было ни у кого. Между тем, среди ее участников нет тех, кто был бы абсолютно доволен работой FB. Нарекания вызывают как функционал, так и защита личных данных, и реклама, и цензура Facebook. Периодически публикуются прогнозы, вроде «Facebook осталось не более трех месяцев» или (отечественный хит) «Facebook может быть запрещен в России». Но ни угрозы чиновников, ни заказные апокалипсисы от аналитиков, ни реальное недовольство многих пользователей не мешают росту финансовых и прочих показателей предприятия Марка Цукерберга.

Expert Online попытался разобраться в том, насколько прочна гегемония Facebook и как долго может она сохраниться.

Что нам не нравится в Facebook?

На первом месте — опасение за безопасность личных данных. The Daily Mail со ссылкой на данные Венского университета сообщила, что свои аккаунты в FB удалили около 11 млн пользователей. Из них более 48% объяснили свой поступок боязнью того, что спецслужбы с помощью этой соцсети получат доступ к их личной информации. Снижение доверия к Facebook из-за сообщений перебежчикаЭдварда Сноудена и Wikileaks о негласном доступе секретных служб к данным интернет-компаний, признал в интервью изданию Atlantic Editor сам Цукерберг.

Помимо утечек, много вопросов вызывают случаи использования страниц без ведома пользователей. Особенно — аккаунтов умерших юзеров. Широкую известность эти факты получили после публикаций журналиста Бернарда Майслера. Причем «мертвые души» «лайкали» страницы и посты, которые при жизни никогда бы не отметили, как понравившиеся, отмечается в расследовании. Такое безобразие, однако, предусмотрено пользовательским соглашением с Facebook — которое принимает каждый новый пользователь (как правило, не читая).

Впрочем, тема безопасности более актуальна для американцев и европейцев. Российских пользователей доступ посторонних к персональным данным беспокоит гораздо меньше. У нас на первом месте то, что во всем мире на втором — общая неудовлетворенность сервисом. И сам Facebook, и весь Интернет, и многие форумы полны отрицательных отзывов о работе этой соцсети. Вот лишь некоторые из них.

«Почему на FB нету кнопки «мне не нравится»? Вот на YouTube если контент вам не понравился, то вы ставите "дизлайк", при этом ваше мнение учитывается в статистике. Почему то, что мне не понравилось, не учитывается в статистике? Почему такая дискриминация и почему контент оценивается так односторонне?»

«Почему Facebook начал исключать из френдленты тех друзей, сообщения которых ты давно не лайкал или не комментировал? Ведь не все, что я читаю у того, кого я зафрендил, мне интересно. Но раз я не исключаю его из списка — значит, я хочу его читать! А здесь получается, что не я формирую свою френдленту, а автомат! В сообщении об этом нововведении сказано, что «все пользователи Facebook самостоятельно могут отредактировать настройки всех своих уведомлений на соответствующей страничке социальной сети», но попробуй еще найди эту страничку!»

«Сервис муторный и путаный, туча менюшек, через которые не продраться, крайне невизуально все, куча разбросанных настроек по всей странице, музла нету, видео нету, а таймлайн — аховый. Какие-то списки, приложения не удаляемые, меню не убираемые, странно настраиваемая приватность, что не надо - висит на главной, что надо — не найдешь, чат уродский (мертвые абоненты отгрызают полстраницы)...»

«Меня бесит постоянное, настырное желание Facebook мне всё время что-то навязать, а по-другому, втюхать – друзей, группы, игры (я вообще в них не играю!!!), всякую лабуду, ненужную мне и не важную. Он мне рекомендует страницы (сам разберусь), рассказывает информацию о группе (в которую я не известно как попал и из которой никак не могу удалиться), предлагает приложения (которыми я не пользуюсь). И так постоянно! Был бы Facebook "почеловечнее" и не таким навязчивым - могли бы и дружить. Например, как с «ВКонтакте».

«Раздражает, что Facebook стал настоящим маркетинговым монстром. Они используют информацию о том, что я «лайкала» и показывают мне рекламу на эти темы. Типа… Но, поверьте, нет у меня никакого интереса в новом продукте для волос от Pantene, рекламу которого я вижу в Facebook».

Насчет «монстра», кстати, не все так просто. Миллиард пользователей может оказаться полумиллардом и даже меньше, что давно утверждают некоторые авторитетные зарубежные эксперты (Janet Tavakoli. Facebook's Fake Numbers: 'One Billion Users' May Be Less Than 500 Million'). Растет число фейковых пользователей, причем учет подделок Facebook пока не по силам. Следствием этого, в свою очередь, становится недовольство крупных рекламодателей. Недовольство настолько заметное, что даже апологетический в отношении Facebook ресурс «Цукерберг позвонит» начинает рассуждать об этом, а также о том, что «Цукерберг все монетизирует», о проблемах FB «с рекламным инвентори, особенно на мобильных устройствах».

«На мой взгляд, монополия Facebook исключительно вредна как для пользователей этой сети, так и для нее самой, - рассуждает руководитель и основатель SMM-агентства Green PR Дамир Халилов. - Не ощущая естественного давления конкурентов, Facebook практически не работает над улучшением своего функционала. В результате, FB даже c натяжкой нельзя назвать интуитивно понятной сетью: ее интерфейс исключительно сложен для новых пользователей, нет нормальной реализации базовых функций - таких как поиск по микроблогам, локализация для большинства стран носит явно формальный характер».

Рынок прощает Facebook все эти упущения, потому что нет серьезного выбора, считает Халилов. «Но даже российский пример показывает, что в условиях нормальной конкуренции Facebook резко проигрывает, - отмечает он. - Так, интуитивно понятный и удобный «ВКонтакте» значительно популярнее, нежели Facebook. В свое время мы проводили исследование - давали людям без опыта использования социальных сетей пустые профайлы во «ВКонтакте» и на Facebook и давали ряд несложных заданий (обновить статус, сменить фото и так далее). Для того, чтобы сориентироваться в интерфейсе и выполнить задачи в Facebook понадобилось в четыре раза больше времени, нежели для аналогичных задач во «ВКонтакте». Половина участников эксперимента не справилась с выполнением задач на Facebook».

Все же сложно согласиться с утверждением, что Facebook практически не работает над улучшением собственного функционала. Так, буквально на днях были существенно расширены возможности инструмента Graph Search. Теперь с его помощью можно будет вести поиск по записям, обновлениям статуса, комментариям, подписям к фотографиям и геолокационным отметкам. Кроме того, недавно у пользователей появилась возможность редактирования постов в Facebook — а отсутствие этой возможности было одной из первых в списке жалоб на функционал соцсети. Впрочем, возможность редактирования может привести к тому, что непорядочные авторы смогут дурачить или подставлять читателей, задним числом изменяя свои записи, предупреждают эксперты.

Что нам нравится в Facebook?

Мощный актив Facebook — миллиардная аудитория, больше половины всех пользователей Интернета. «Именно тот факт, что человек может найти на Facebook большинство своих знакомых, обеспечивает максимальную лояльность к этой сети, - говорит Дамир Халилов. - И по этой причине пользователю сложно перейти в другую сеть, возможно даже более интересную, с точки зрения функционала, поскольку это означало бы выпасть из привычного социального онлайн-окружения». «Привычное онлайн-окружение» FB, впрочем, не для всех является таковым — поскольку сама соцсеть занимает в мире свое, совершенно особое место.

На Западе Facebook является массовым инструментом общения. «Это ID, идентификатор, - отмечает руководитель агентства «Социальные сети» Денис Терехов. - Как мобильный телефон. Никакая другая соцсеть в обозримом будущем не сможет занять такое же место». Но в развивающихся странах, где проживает большинство участников FB, это не массовая, а, скорее, классовая соцсеть — ее аудитория, как и в России, состоит в основном из представителей среднего класса и интеллигенции.

«Facebook смог предложить то, чего нет у «ВКонтакте», - констатирует известный медиа-менедежер и блогер Антон Носик, - Это сервис для так называемых Global Russians, то есть для людей с большим количеством международных связей. «ВКонтакте» удовлетворяет спрос студента и школьника на интернет-общение с людьми, с которыми он каждый день видится в классе или в аудитории. Да и потом это самый крупный пиратский аудио- и видеоплеер. Facebook себе такого позволить не может. Между этими социальными сетями нет конкуренции. Никогда никакой массовый, попсовый сервис типа «ВКонтакте» не будет интересоваться узкими сегментами качественной аудитории, под которую заточен Facebook. Это разные жанры.  Если вам в Макдональдсе начнут делать филе Россини с фуа-гра, согласитесь, это будет странно. Макдональдс делает гамбургеры и продает их миллиардам людей по всему миру, ему просто незачем обращаться к изысканной кухне. Логично, что сейчас цель сети «ВКонтакте» - стать таким же попсовым сервисом за пределами России».

При этом функционал «ВКонтакте» гораздо лучше, чем у Facebook, признает эксперт: «Мне там удобно, но вот поговорить не с кем. Поэтому я захожу в эту соцсеть, как правило, только для того, чтобы побеседовать с Павлом Дуровым. Даже с моими студентами, которые практически все есть «ВКонтакте», мы общаемся в Facebook».

В силу своей распространенности среди социально активных, обеспеченных и глобально ориентированных (можно сказать — прозападных) людей Facebook является хорошим инструментом развития бизнеса. И активно работает над  развитием соответствующих функций.

Как сообщал ранее со ссылкой на информацию соцсети ресурс AllThingsDigital, команда Цукерберга начала работу над собственным мобильным платежным приложением для совершения покупок с применением данных из профиля в Facebook. Правда, в итоге, судя по всему, было решено не форсировать   создание платежной системы, а только упростить работу с кредитными карточками. Теперь любой покупатель, который предоставит Facebook данные о своей кредитной карте, сможет приобретать товары и услуги через мобильные приложения интернет-сервисов и магазинов, заключивших партнерство с Facebook, без необходимости вводить какие-то данные или коды – а просто авторизовавшись при помощи логина и пароля соцсети. Но пока неизвестно, как много появилось желающих рискнуть возможностью несанкционированного доступа к своим кошелькам.

Дополнительный и не всем известный плюс Facebook – региональные фишки. «В Японии FB позволяет людям указывать свою группу крови, потому что японцы верят (как мы верим в знаки зодиака), что группа крови определяет тип личности и темперамент, - пишет в своем блоге «Цукерберг позвонит» гражданин УкраиныАндрей Загоруйко (псевдоним — Александр Пеганов). – В Африке Facebook предоставляет пользователям сокращенную текстовую версию для простых телефонов, которыми на континенте пользуется большинство».

«Facebook сейчас — это самый крупный фотохостинг, который по случайному совпадению стал социальной сетью и огромной базой данных о людях», - пишет далее апологет соцсети, которому вряд ли позвонит Цукерберг. – Практически каждый второй загружает по фотографии каждый день. Многие заводят аккаунты для того, чтобы найти фотографии своих школьных друзей, как старые, так и актуальные. Причем вам важны не только фотографии, которые вы загрузили. Наверняка вам интересны фотографии ваших друзей, и фотки, на которых друзья отметили вас. Вы не можете просто закрыть аккаунт и уйти, как же вся эта оцифрованная история вашей жизни, которая осталась в системе?»

Что есть

Монополизм Facebook, при всех своих минусах, имеет и положительные черты. Прежде всего, это естественная монополия. «Монополизм FB - закономерный этап развития отрасли, - считает генеральный директор агентства «Интериум» Валерий Сидоренко. - Microsoft, Intel, Google, Facebook - должен быть лидер, который пробивает путь и формирует образ рынка. До какого-то момента, до нового технологического рывка от другой компании, монополизм FB может поддерживаться покупкой перспективных проектов в смежных нишах. Например, FB купил Instagram. Монополизм - это ноша. Пока Facebook получает от этой своей роли выгоду и развивает индустрию в целом. Если они упустят новую "фишку" - тогда позиции сдадут. Но у рынка будет новый флагман».

Новых флагманов пока на горизонте не видно («ВКонтакте» остается локальным игроком). «Twitter не является социальной сетью в полном смысле слова - коммуникационная составляющая тут очень условна, - считает Дамир Халилов. - Twitter — сервис микроблоггинга, этот формат подходит, в первую очередь, для генераторов контента, которым есть что сказать и которые умеют делать это лаконично. Таких людей всегда меньшинство. Поэтому Twitter уже упирается головой в естественный потолок».

Место FB в России, как известно, намного скромнее мирового. Аудитория российского сегмента Facebook, по данным Alexa.com, составляет всего 1,6% общей. Одна из известнейших компаний, исследующих интернет - ComScore  -  насчитала у русского FB 9,6 млн уникальных пользователей в месяц. Суточная аудитория Facebook в России по данным той же компании – 1,6 млн человек. Для сравнения:  создатель студенческо-пролетарской соцсети «ВКонтакте» Павел Дуров сообщил, что ее суточная аудитория превысила 50 млн человек (по сведениям TNS почти вдвое меньше — 27 млн человек).  Число «уников» «Вконтакте», по статистике  ComScore, тоже впечатляет — 81,4 млн пользователей в месяц. У пролетарско-пенсионерских «Одноклассников» в России по собственным данным суточная аудитория составляет 32,5 млн (по данным TNS Россия – 19 млн человек) и 62,2  млн уникальных пользователей в месяц по статистике ComScore.

У социологов данные немного другие. В результате опроса, проведенного специалистами «Левада-центра» в июле этого года, 76% респондентов заявили, что посещают «Одноклассники», а доля «ВКонтакте» составила 58%. Третье место заняла сеть «Мой мир» на портале Mail.ru — о ней вспомнили 30% опрошенных. Facebook назвали 18% и только 9% сообщили, что пользуются Twitter.

В любом случае, число пользователей FB в России сопоставимо с числом юзеров Livejournal (ComScore насчитал у ЖЖ 9,94 млн «уников» в месяц) и их аудитории часто пересекаются. Антон Носик, бывший медиадиректор SUP Media (собственника Livejournal), уверен, что борьба между социальными сетями – это миф: «Конкуренция возникает из-за ограниченного ресурса. В интернете ничего похожего не существовало с первого дня. Растет количество пользователей, растет и время, которое эти пользователи проводят в Сети: когда-то мы проводили у экрана 40 минут в неделю, а теперь – 17 часов в сутки. Соответственно появляется все больше новых интернет-сервисов. Логика ограниченного ресурса здесь уже не работает. Мы видели интернет-компании, которые «сдулись»: Likes, AltaVista, MySpace, «Апорт» – но это только их собственная вина, и конкуренты тут совершенно не причем. Понимаете, здесь нет одеяла, которое нужно перетягивать».

Что будет

«Аудиторию социальных сетей формирует мода, точнее — друзья, - рассуждает Денис Терехов. - Раздумывая о создании аккаунта где-либо, человек сначала ищет там друзей, приятелей, деловых и прочих партнеров. По логике «если там нет моих друзей — зачем мне туда идти?» Так что аудитория стабилизирует сама себя". Массовые переходы пользователей раньше были, признает Терехов. Однако - до формирования культуры взаимодействия в социальных сетях: "Все помнят оглушительный крах My Space. Но у My Space был серьезный недостаток — сложный и непонятный интерфейс. Поэтому, как только на рынке появился продукт с лучшим функционалом — Facebook, все перешли туда. Кроме того, My Space рухнул все-таки до окончательного формирования культуры соцсетей. Сейчас же в социальных сетях сидят около половины жителей земного шара, из них больше миллиарда в Facebook. Одним словом, хотя региональные сети во многих странах сохраняют свою аудиторию, глобальной сетью остается Facebook, и здесь у него конкурентов нет».

По мнению Андрея Загоруйко, Facebook еще есть за что бороться в Азии и Африке – при том, что 8 из 10 пользователей уже находятся за пределами Соединенных Штатов. «Аналитики предсказывают, что Индия станет страной №1 по количеству пользователей Facebook к 2015 году, - пишет блогер без ссылки на источник этой информации. - FB прилагает много усилий для того, чтобы стать №1 в России, Южной Корее и Японии — основных странах, где Facebook полноценно работает, но имеет покрытие меньше 50%. FB обречен на рост пользователей практически в любой стране мира, кроме Китая. В Бразилии и Индонезии по 40 миллионов пользователей, эти страны тоже будут расти. У Facebook есть хороший опыт побед на чужой территории». Действительно, «в Великобритании FB стал самой популярной соцсетью вместо Bebo, в Германии — практически уничтожил StudiVZ».

«Два с лишним года назад запустился Google+, ключевым позиционированием которого было "убийца Facebook", - вспоминает Дамир Халилов. - Однако убийство не состоялось. В первую очередь потому, что Google+ не является социальной сетью нового поколения и не имеет ярко выраженных преимуществ перед Facebook. Другие популярные сети, например, LinkedIn или Pinterest — это нишевые проекты, и они не смогут конкурировать с Facebook ни по функционалу, ни по объему аудитории».

По мнению господина Халилова, Facebook стоит опасаться, в первую очередь, региональных сетей, которые пытаются (или попытаются в будущем) перешагнуть порог своей локальности и выйти на мировую арену. «Из российских сетей такие амбиции озвучивали «ВКонтакте» и «Одноклассники», также глобальный потенциал есть у популярного в Южной Америке Orkut и у китайского Sina Weibo, - говорит он. - Второй источник потенциальной угрозы для Facebook - появление новых коммуникационных форматов».

Социальные сети, безусловно, удобный формат взаимодействия людей, однако, далеко не факт, что развитие индустрии коммуникаций на них остановится, считает глава Green PR. «Напомню, что в свое время, чаты и форумы казались апофеозом коммуникационных возможностей интернета, - говорит Халилов. - По мере дальнейшего развития технологий может появиться еще более эффективный формат (например, связанный с технологиями типа Google Glass или вариации на тему геолокации) и в этом случае Facebook вполне может ожидать судьба MySpace, который так и не смог перейти от агрегатора персональных страничек к полноценной социальной сети. Однако в ближайшие 2-3 года такая ситуация вряд ли сложится».

Ну а пока существуют социальные сети в их современном варианте, будет существовать и Facebook, убежден Антон Носик. Определенная часть его нынешней аудитории останется ему верна, несмотря ни на что. «Как я уже говорил, социальные сети – это инструмент, который обслуживает потребности людей, - рассуждает блогер. - Люди научились добывать огонь и электричество, с тех пор интерес к этим вещам не падает. Вещи, которые преобразуют нашу жизнь и удовлетворяют потребительские привычки, остаются с нами навсегда. Вот у «Живого Журнала» проблем выше крыши, и многие ушли оттуда, но 20 миллионов пользователей остались.  Остались потому, что для них есть то, что стоит любых неудобств - их устойчивые социальные связи, их френды в Livejournal».

Чем сердце успокоится

Тем временем, как сообщила газета «Ведомости» со ссылкой на данные GlobalWebIndex, соцсети, которым практически все нынешние соц-медиа эксперты не дают ни одного шанса на победу над  Facebook и называют «нишевыми проектами», в разы опережают FB по росту числа пользователей. Так, аудитория Pinterest за год увеличилась на 80% и достигла 70 млн человек. На втором месте — сервис микроблогов Tumblr – его аудитория выросла более, чем на 74%, и достигла 38,3 млн пользователей.

Будь в курсе трендов, подпишись на Expert.ru в социальных сетях ВКонтакте или .



Комментариев нет:

Отправить комментарий