Эксперты не только ошибаются в прогнозах, они тормозят развитие инноваций, считает Вивек Вадхва. И примеров тому великое множество. Кому доверять в такой ситуации?
История богата примерами неудачных предсказаний экспертов. При этом органы государственного управления и власти нанимают высокооплачиваемых консультантов для решения политических вопросов; предприятия используют их при проведении исследований и разработок; венчурные капиталисты советуются с ними при принятии инвестиционных решений. Эксперты добиваются превосходных успехов, оглядываясь в прошлое, защищая свою сферу влияния и говоря то, что их клиенты хотят услышать. Их краткосрочные прогнозы иногда оказываются верны. Но эксперты почти всегда ошибаются в прогнозировании более-менее отдаленного будущего.
Они тормозят развитие инноваций. Американский предприниматель Питер Диамандис, первопроходец и лидер в области коммерческой космонавтики, очень точно выразился: «Эксперт — это человек, который точно может вам сказать, как это сделать нельзя».
Это легко проиллюстрировать с помощью самых известных исторических примеров.
«У телефона столько недостатков, что его нельзя серьезно рассматривать как средство связи. Это устройство не представляет никакой ценности», — было сказано в одном из выступлений на конференции для сотрудников Western Union в 1876 году.
В 1895 году президент Лондонского Королевского общества по развитию знаний о природе Уильям Томсон (лорд Кельвин) заявил, что «летательные аппараты тяжелее воздуха невозможны».
«Не существует причин, по которым люди хотели бы иметь компьютер у себя дома», — сказал в 1977 году Кен Олсон, президент корпорации Digital Equipment.
Проблема с экспертами в том, что они думают, что все знают, игнорируют данные, которые не отражают их точку зрения, и выводят линейное заключение, опираясь на известные факты из прошлого. Если какая-то революционная технология не появилась в прошлом, предполагается, что этого не произойдет и в будущем. Хуже того, эксперты часто пытаются создавать препятствия для технологий, которые могли бы им помешать. В конце концов, если в этом мире все так быстро меняется, они больше не смогут быть экспертами.
Вы можете наблюдать этих специалистов в органах государственной власти, в деловых кругах и научном сообществе. У консультантов правительства обычно есть своя программа действий. Бизнес-эксперты — это, как правило, старожилы, пытающиеся защитить свои рабочие места. Академики и ученые специализируются на том, что докапываются до сути вещей, которые большинству людей кажутся загадочными или малопонятными. Они получают штатные должности благодаря написанию научных работ и своей хорошей осведомленности в узких областях. Они зачастую работают в одной и той же области в течение многих десятилетий и «не видят леса за деревьями» (упускают главное из-за внимания к мелочам).
Технологии сегодня развиваются быстрее, чем когда-либо. Вспомните о достижениях науки и техники прошлого — о появлении и эволюции телефонов, самолетов, первых компьютеров. Изобретения, на которые уходили десятилетия, а иногда даже столетия, сегодня придумываются за считанные годы. Вы сами были свидетелями того, как смартфоны и социальные сети пришли из ниоткуда и за последние семь лет изменили способ общения и взаимодействия. Теперь мы всегда можем оставаться на связи друг с другом и с нашими работодателями. Вычислительные мощности растут в геометрической прогрессии, вызывая ускорение темпов роста в таких областях, как искусственный интеллект, робототехника, 3D-печать, сенсоры и датчики, а также медицина.
Когда стремительно развивающиеся технологии сводятся воедино, они превращаются в «электронный мозг», или искусственный интеллект. С помощью мобильных приложений можно анализировать данные с медицинских датчиков, что в потенциале может вылиться в переворот в медицинской промышленности. Мобильные приложения, такие как Uber (приложение для поиска, вызова и оплаты такси или частных водителей) и Airbnb (онлайн-площадка для размещения, поиска и краткосрочной аренды частного жилья по всему миру) уже угрожают сфере жилищных и транспортных услуг. Amazon.com поставил книжные магазины на грань исчезновения, и Apple изменила представление о музыкальной индустрии. Какие эксперты предсказывали нечто подобное?
Сегодня эксперты делают неверные и бесполезные прогнозы чаще, чем когда-либо.
Например, в начале 1980-х консалтинговая компания McKinsey & Company составила прогноз для крупного игрока телекоммуникационного рынка США AT&T — сколько сотовых телефонов будет в употреблении по всему миру в 2000 году. По предварительным подсчетам, эта цифра была порядка 900 000. В действительности количество мобильных аппаратов было больше 100 миллионов.
В июне 2007 года генеральный директор Microsoft Стив Балмер заявил в интервью USA Today, что «у iPhone нет никаких шансов завоевать сколько-нибудь значимую часть рынка, без вариантов». В качестве одной из причин, почему iPhone должен «пролететь», Балмер назвал его относительно высокую субсидированную стоимость — 500 долларов. В настоящее время iPhone занимает 42% американского рынка смартфонов.
Самые уважаемые венчурные капиталисты Кремниевой долины не могут предсказать, что будет даже в ближайшем будущем. Один из самых влиятельных аналитиков, партнер венчурного фонда Kleiner Perkins Caufield & Byers Мэри Микер ежегодно публикует традиционный отчет главных интернет-трендов, который считается библией ИТ-индустрии. Так, в майском отчете 2013 года были проанализированы ведущие игроки социальных сетевых сервисов и сделаны прогнозы относительно будущего мобильных технологий. В нем даже не был упомянут WhatsApp, который Facebook приобрел в феврале 2014 года за $19 млрд. Крупнейшая сделка в истории с участием венчурного капитала ускользнула от внимания Микер.
Я сам научный эксперт в области внедрения передовых технологий, и вы, возможно, отнесетесь с недоверием к этому посту. На самом деле, когда предприниматели приходят ко мне за советом, я говорю им то же самое, что говорю сейчас вам. Никто не может точно предсказать будущее бизнеса, потому что многие вещи происходят слишком быстро. В лучшем случае вы можете получить представление об общих тенденциях и возможностях, а также препятствиях, которые предстоит преодолеть. Вы можете оглянуться назад, чтобы понять, как другие до вас решали те же проблемы, преодолевали те же препятствия, и какие бизнес-стратегии работали лучше всего. Вы можете узнать, какие вопросы нужно задавать. Если ваша идея не нова, нелепа или нецелесообразна, вам дается возможность это осознать.
Я говорю предпринимателям: если вы действительно доверяете своему внутреннему чувству, что у вас есть идея, которая изменит мир, следуйте ей. Никому не позволяйте вас останавливать — никто не знает об этом больше вас. Как говорит Питер Диамандис, «прежде чем какую-либо идею признают революционной, она считается просто идиотской».
Автор — Вивек Вадхва (Vivek Wadhwa), эксперт, сотрудник The Arthur and Toni Rembe Rock Center for Corporate Governance, Stanford University; вице-президент по инновациям и исследованиям, Singularity University.
Источник: iBusiness.ru