среда, 5 февраля 2014 г.

Инновация чистой воды

Руководители компании «ХэндиПауэр» Мария Щербак и Илья Калашников – о том, как и зачем они продвигают водородную зарядку для портативной техники
Регина Садыкова 
14:29, 04.02.2014

Очень редко в Российской академии наук появляются технологии, которые находят коммерческое применение. Эксперты говорят: ученые не понимают бизнес-процессов, а предприниматели не умеют искать перспективные разработки в кабинетах РАН, поэтому рынок и не видит прорывных продуктов. За рамки этого стереотипа выходит история компании «ХэндиПауэр». Ее специалисты придумали водородный источник питания, с помощью которого можно заряжать сотни устройств – от роботов до мобильных телефонов, ноутбуков, одежды с подогревом и прочего, когда нет доступа к электросети. Батарейка более емкая, чем традиционные аккумуляторы, и может храниться годами не разряжаясь. О том, как ученым удалось привлечь инвестиции, будет ли спрос на их продукт и кому пригодится новинка, в интервью журналу «РБК» рассказали генеральный директор «ХэндиПауэр» Мария Щербак и инновационный менеджер компании Илья Калашников.

Фундаментальный труд

В чем особенность вашей разработки?

Илья Калашников: Если говорить на языке потребителя, то мы делаем устройство, основанное на водородной энергетике, посредством которого можно будет заряжать различные девайсы в любое время и в любом месте через USB-кабель. Источниками электроэнергии являются активированный алюминий и вода, которые содержатся в таблетках-картриджах. Алюминий, реагируя с водой, окисляется и выделяет водород, который, проходя через мембрану топливного элемента, тут же превращается в водяной пар, захватывая кислород из воздуха. В мембране вырабатывается электрический ток. Это экологически чистая технология. В принципе используемые в картридже топливные элементы известны уже 100 лет, но проблема в том, что откуда-то нужно брать водород – он взрывоопасен, и хранят его, как правило, в баллонах. А в Объединенном институте высоких температур (ОИВТ) РАН придумали хранить водород в воде. Это безопасное и гениальное решение – держать водород в воде и извлекать в нужный момент. Сродни тому, как русские стали брать в космос карандаши для ведения записей, а американцы потратили миллионы долларов на ручку, которая писала бы в условиях невесомости.

Кто придумал технологию?

Мария Щербак: У главы «Роснано» Анатолия Чубайса и президента РАН Юрия Осипова еще в 2009-м возникла идея открыть центр трансфера технологий, который мог бы коммерциализировать инновации. Появился он в 2011 году. Я работала там и искала интересные исследования в РАН. Наткнулась на статью об использовании водорода в производстве электроэнергии. Автор, Евгений Школьников, долгое время занимался разработкой энергетических устройств на базе водорода, у него был хороший задел в этой сфере. Я поехала в ОИВТ, пообщалась с его командой, и мы решили, что нужно создать компанию.

Сколько времени и денег было потрачено?

М.Щ.: Сложно сказать. Евгений Школьников давно хотел перейти от фундаментальной науки к прикладной. Но это требует времени, потому что результаты исследований не всегда можно сразу же реализовать в каком-то конкретном продукте. На все ушло лет 15. Те частные лица, которые могли бы заниматься бизнес-составляющей, инвестировали в исследования немного и не уделяли им достаточно внимания. В основном, конечно, работа финансировалась государством в рамках ОИВТ. За прошедшие 10 лет было потрачено около 300 млн рублей. У сотрудников не было конкретной цели во что бы то ни стало создать бизнес, хотя под руководством Школьникова в институте появились первые прототипы. Но до выхода продукта на рынок дело не дошло. К слову, исследования в области водородной энергетики очень активно поддерживались в 2005–2007 годах с подачи президента Владимира Путина. Например, предприниматель Михаил Прохоров в свое время выделил РАН 40 млн долларов. А после того как финансирование прекратилось, работа встала. Когда мы познакомились со Школьниковым, решили ее возобновить.

Рыночные позиции

А на какие средства вы живете сейчас?

М.Щ.: Нашли инвесторов. Получили 5 млн рублей от нанотехнологических центров «Дубна» и «Сигма. Новосибирск» плюс грант от Фонда Бортника. Теперь хотим привлечь средства с помощью «Сколково» – либо на посевную стадию до 5 млн, либо совместно с другими инвесторами в пропорции 1:1. У нас уже есть статус резидента «Сколково», и он дает нам налоговые льготы.

Почему вы решили сначала разработать зарядку для портативных устройств? Ведь у вашей технологии широкий спектр применения.

И.К.: Этот сегмент рынка мы используем как точку входа, чтобы разобраться в теме. Да, наше устройство можно задействовать в сотнях различных продуктов – от костюмов с подогревом для полярников до радиоуправляемых игрушек. Кстати, есть такие радиоуправляемые вертолеты, которые способны перевозить грузы весом до 4 кг. Но у них проблема с питанием: чтобы они летали 7 минут, их нужно заряжать более получаса. Если же применить нашу разработку, время полета увеличится до часа-двух, и тогда можно сделать совершенно фантастические вещи. Например, организовать курьерскую доставку на квадрокоптерах. Проблема источников питания тормозит и развитие рынка робототехники. Аккумуляторы, доступные сегодня, очень тяжелые и недостаточно энергоемкие. А энергоемкость нашего прототипа уже сейчас в 4 раза больше, чем у традиционных литий-ионных батарей. Но мы решили, что самое простое – начать именно с портативных топливных элементов. К тому же у группы наших разработчиков есть действующий прототип. Правда, он немного страшненький с точки зрения оформления. Промышленные дизайнеры подготовили макет нового устройства, осталось только его «начинить».

Как вы оцениваете рынок таких зарядок?

И.К.: В целом рынок источников питания очень большой. Каждый телефон нуждается в зарядке. Если говорить о топливных элементах, наша технология – дополнение к традиционным аккумуляторам. Прошла быстро реакция в топливном элементе – буферный аккумулятор вновь заряжен.

Из альтернативных технологий зарядки у нас несколько основных конкурентов. Это американская Lilliputian Systems, в которую, кстати, «Роснано» инвестировала 820 млн рублей. У них похожая концепция, но, в отличие от нас, они не используют водород. Есть еще шведская myFC – там создали устройство, которое генерирует электроэнергию из воды. Можно добавить японскую компанию Aquafairy и американскую Horizon Battery.

По прогнозам Pike Research, масштабное распространение топливных элементов для портативных устройств начнется с 2015 года, а рынок вырастет со 185 млн долларов в 2009-м до 2,3 млрд к 2016-му. Ожидается появление новых технологий и материалов, которые сделают источники питания подобные нашим достаточно дешевыми и экологичными для того, чтобы они могли выступить альтернативой традиционным аккумуляторам. По экспертным оценкам, к 2015 году уровень проникновения портативных топливных элементов достигнет 14%.

Дешево и практично

В чем ваши преимущества перед конкурентами?

М.Щ.: Во-первых, дешевизна. Основные элементы, которые мы используем, – это алюминий и вода. Алюминий – один из самых распространенных в мире металлов, поэтому он не очень дорогой. Во-вторых, экологичность. Есть компании, которые в производстве используют бутанол, метанол, различные боргидриды. Эти вещества токсичны, так что их применяют только военные, для гражданских целей они непригодны. Получается, наше устройство безопасно и доступно для потребителя. Оно будет стоить примерно 1,5–2 тыс. рублей, а сменные картриджи – 20–30 рублей за штуку. В-третьих, «вечность» хранения картриджа. Даже через десятки лет вы можете взять картридж, вставить в устройство – и пошла реакция. Такого нет ни у одного типа традиционных батарей. Ну и, конечно, большая энергоемкость. Традиционные аккумуляторы достигли предела энергоемкости. Обратите внимание, смартфоны в последнее время все умнее, а батарея не доживает и до конца дня при интенсивном использовании. Наши топливные элементы уже сейчас в 4 раза более емкие при одинаковом с аккумуляторами весе.

На сколько хватит одного картриджа?

И.К.: Скажем, если у вас полностью разряжен телефон, картриджа вам хватит на половину зарядки, и это займет столько же времени, сколько и от сети.

То есть нужно будет постоянно менять картриджи?

И.К.: Да, они одноразовые. Впоследствии пустые картриджи можно будет обменивать на новые в точках продаж.

Как вы собираетесь выстраивать логистику?

И.К.: Мы работаем над созданием сайта, с помощью которого будем собирать предзаказы. Заинтересовались «Экспедиция», «Связной», Enter и другие сети. Кстати, в магазинах «Экспедиция» есть такая вещь, как динамо-машина. Ее нужно крутить вручную, чтобы она вырабатывала энергию и позволяла заряжать телефон в любых условиях. Их продается 20 тыс. в год! То есть востребована машинка, которая производит электричество за счет мускульной энергии. Значит, и у нас хорошие перспективы.

Когда окупятся вложения?

И.К.: Наша задача сейчас – продемонстрировать технологию в одной из сфер ее применения. Если все пойдет так, как запланировано, мы продадим лицензию и вернем инвестиции в течение года. Альтернативный вариант с серийным выпуском позволит окупить разработки через два-три года.

Сколько вам еще нужно инвестиций?

М.Щ.: Чтобы довести разработку до промышленного образца, нужно примерно 10–15 млн рублей. Мы получили одобрение от двух наноцентров на 5 млн рублей и обсуждаем выделение гранта центром «Сколково» на 5 млн.


Комментариев нет:

Отправить комментарий