10 самых влиятельных бизнесменов Кремниевой долины родом из СССР
Сергей Брин, Ян Кум, Макс Левчин, Степан Пачиков и другие предприниматели Кремниевой долины, которыми могут гордиться Россия и Украина
Триумф Яна Кума, продавшего свой проект WhatsApp социальной сети Facebook за $16 млрд, лишний раз напомнил, что выходцы из России и Украины играют заметную роль в истории и жизни американской Кремниевой долины.
Slon решил составить своего рода рейтинг из 10 технологических предпринимателей родом из СССР, которые неразрывно связаны с американским рынком. Это не список российских глобальных IT-лидеров (именно поэтому в нем нет, например, Евгения Касперского, Андрея Андреева или Павла Дурова), это бизнесмены, для которых Долина почти вторая Родина.
Для оценки состояний мы использовали публичную информацию – материалы Forbes и данные героев.
Сергей БринОценка состояния:$24,4 млрд |
Один из основателей Google Cергей Брин – самый известный и одновременно самый нерусский из русских героев Кремниевой долины. Он родился в Москве, но в России бывает редко и, кажется, не скрывает, что особого энтузиазма по поводу родины не испытывает. Но от биографии не откажешься. Родители Брина, выпускники механико-математического факультета МГУ, воспитали свободного и успешного американца по канонам советской научной школы.
«Я провожу большую часть времени в Америке, я продолжаю говорить по-русски со своими родителями, я чувствую, что пускай у меня в России было пять лет, но это были важные годы в моей жизни».
Ян КумОценка состояния:$6,8 млрд |
Основатель WhatsApp, украинский эмигрант Ян Кум за считаные дни ворвался в элиту Кремниевой долины после сенсационной сделки с Facebook. Теперь он не только миллиардер, но и член совета директоров крупнейшей социальной сети. Все как и принято на Украине: стремительно, громко, неожиданно.
«Я стараюсь оставаться оптимистичным, но следить за транзитным периодом буду с осторожностью. Коррупция, к сожалению, является слишком неотъемлемой частью жизни на Украине».
Валентин ГапонцевОценка состояния:$1,3 млрд |
75-летний Валентин Гапонцев, выдающийся физик и выпускник Львовского политехнического института, создал американскую компанию IPG Photonics, которой принадлежит около 80% мирового рынка волоконных лазеров. Для Кремниевой долины она совсем не чужая: в Маунтин-Вью работает Silicon Valley Technology Center корпорации и принадлежащая ей компания Mobius Photonics, которая занимается инновационными разработками в области лазеров.
«В России нет как такового рынка высоких технологий. Производя наукоемкое оборудование, нельзя ориентироваться исключительно на местный рынок. Такой бизнес должен быть только международным».
Юрий МильнерОценка состояния:$1,1 млрд |
Самый успешный русскоязычный инвестор Кремниевой долины предпочитает вкладываться в перспективные американские стартапы вместе с российским миллиардером Алишером Усмановым. За Мильнером не только большие деньги, но и дар предвидения: в его инвестиционной биографии лидеры рынка Facebook, Zynga, Twitter, Spotify, Groupon и др. Это тот русский, который не ждет звонка Цукерберга, а сам может позвонить ему.
«В России много инженеров и математиков, это важнейший фактор. Россия – это страна, которая сделала атомную бомбу и первой запустила человека в космос. Это никуда не делось, это передается из поколения в поколение».
Макс ЛевчинОценка состояния:$1 млрд |
Еще один американский украинец, один из создателей PayPal, Макс Левчин получил свое имя в честь Максимилиана Волошина, но, в отличие от отца, литератора, прославился не литературой, а прикладными изобретениями. Крупнейшая система электронных платежей – великое достижение. Поэт гордился бы своим тезкой-соотечественником. После PayPal Макс занялся сразу несколькими стартапами разной степени успешности.
«Современные научно-фантастические книги и фильмы недооценивают наши возможности. В Киеве я с папой ходил в кружок научной фантастики. Так вот, золотой век этой литературы пришелся на 1950–1960-е годы, а после этого большая часть произведений почернела и запахла антиутопией. Важно, что научная фантастика была популярна в СССР – это показательно».
Сергей БелоусовОценка состояния:$400-500 млн |
Основатель Parallels и Acronis, гражданин Сингапура, постоянный автор и герой Slon, Сергей Белоусов – один из немногих русских предпринимателей, который, будучи «своим парнем» в американской Кремниевой долине, не оставляет надежду, что своя «долина» появится и в России.
«Мы хотим нанимать людей только в России, но не можем себе этого позволить: подготовленных специалистов, способных придумывать новые глубокие технологии, очень мало. Российские computer science – а это наиболее релевантное нашим задачам образование – не способны сегодня обеспечить наш запрос на специалистов нового уровня».
Григорий Шенкман и Алек МилославскийОценка состояния:$450 млн у каждого |
Советские эмигранты Григорий Шенкман и Алек Милославский сначала умудрились еще в 2000 году продать Alcatel за $1,5 млрд свою компанию Genesys Telecommunications Laboratories, а затем основали группу Exigen Services, аутсорсинговыми услугами которой пользуются Universal, Visa, MasterCard, Warner Brothers.
Cтепан ПачиковОценка состояния:$300-400 млн |
Пачиков – первый бизнесмен из СССР, чья компания (ParaGraph) получила контракт с Apple и даже открыла свой офис в Купертино. С тех пор Кремниевая долина для Пачикова не менее родное место, чем Москва. А созданный им сервис для создания заметок и «запоминания» событий Evernote, стоимость которого сейчас оценивается почти в $2 млрд, считается одним из самых перспективных американских стартапов.
«Мне кажется, что наиболее успешны те российские компании, которые концентрируются на российском рынке».
Давид ЯнОценка состояния:$200 млн |
Штаб-квартира компании ABBYY, основанной выпускником Московского физико-технического института Давидом Яном, теперь располагается в Москве, но ее американское подразделение в Кремниевой долине никак нельзя назвать обычной формальностью. Всемирно известные Fine Reader и Lingvo – разработки не в меньшей степени американские, чем российские.
«В России существует уникальное сочетание элементов, которые превращаются в предпринимательскую экосистему. Здесь есть талантливые люди – это наследие советской системы образования, научного потенциала. Я сейчас живу в Кремниевой долине и могу сказать, что компании и инвесторы твердо убеждены в том, что российские инженеры обладают очень высоким потенциалом».
Юрий ФрайманОценка состояния:$50 млн |
Не так часто стартапы, созданные в странах СНГ, покупают глобальные лидеры. Компанию Viewdle, основанную экс-одесситом Юрием Фрайманом, купил Google (cумма сделки – около $30 млн), разместив ее офис в Пало-Альто. Сам Фрайман при этом продолжает развивать еще один успешный американский бизнес – компанию Frayman Group, специализирующуюся на автоматизации риск-менеджмента для юридических компаний.
«Я всегда был уверен, что на Украине есть огромные таланты, которые нужно отшлифовать и направить в правильное русло».