среда, 25 декабря 2013 г.

Работа для канюка с партнером

У британца Марка Бигвуда редкая для нашего времени профессия. Он — сокольничий, а его подопечные, ястребы и соколы, прогоняют голубей с лондонских площадей и из-под крыш
Эмма Джекобс
25.12.2013, 240 (3502)
Поделиться

Статья 
Отзывы  
В избранное  

Фото: sxc.hu Единодушия нет
Против работы Бигвуда недавно выступило общество защиты голубей на Трафальгарской площади. Его члены выражают недовольство запретом на кормление птиц, введенным в 2003 г. тогдашним лондонским мэром Кеном Ливингстоном. В то же время Королевское общество защиты птиц не высказывало отрицательного мнения в отношении действий Бигвуда, так как голуби не относятся к редким, требующим сохранения видам птиц.

Променад с Марком Бигвудом по лондонскому вокзалу Сент-Панкрас, откуда отправляются поезда Eurostar, напоминает проводы кинозвезды. Толпа перед ним расступается. Пенсионеры, дети и затянутые в пиджаки и галстуки бизнес-путешественники — все останавливаются поглазеть на него. Многие достают айфоны, чтобы сделать фотографию.
Бигвуд, одетый в зеленую рубашку поло и подходящие по цвету брюки, с рассеянным видом бредет вперевалочку к главному зданию вокзала. Его глаза устремлены на его партнера по имени Ангел. Это — ястреб Харриса (в России порода называется «американский пустынный канюк»). Птица улетела далеко за пределы платформы и села на карниз. Ангел выполняет очень полезную работу. Он отпугивает диких голубей и не дает им вить гнезда в Барлоу-Шед, огромном стеклянном куполе, строительство которого было завершено в 1868 г. и который закрывает все платформы вокзала.
Голубь не пролетит

Бигвуд достает из кожаного мешочка кусочки размороженного цыпленка и машет ими в направлении Ангела. «Я покупаю этих кусков видимо-невидимо», — жалуется он. Ястреб время от времени роняет куски из клюва и спускается за новой добычей обратно на обтянутую длинной перчаткой руку хозяина.
Сегодня вокруг не видно ни одного голубя. Это от того, говорит Бигвуд, что Ангел всех их распугал, но не съел. «Мы используем птиц этой породы, потому что они надежны и хорошо знают окрестности», — рассказывает Бигвуд.
Бигвуд начал бывать на вокзале со своим ястребом со дня запуска поездов Eurostar в 2007 г. Тогда здесь жило 60 или 70 голубей. С тех пор их численность сократилась. Бигвуд обычно посещает вокзал три раза в неделю.
Бигвуд разводит не только ястребов, но и соколов. Чтобы объяснить, какое впечатление Ангел производит на голубей, он сравнивает птиц с людьми: «Представьте себе, что вы живете в многоквартирном доме. И в один прекрасный день под вашей дверью садится сумасшедший гитарист и начинает без умолку бренчать на своей гитаре. Когда такое случится впервые, вы будете слегка ошарашены. Но если это повторится раз шесть или семь, вы, наверно, задумаетесь о переезде».
Однако жизнь соколиного охотника 51-летний Бигвуд ведет сравнительно недавно. Его прошлая профессия не имела ничего общего с охотой или орнитологией. Он был специалистом в сфере компьютерных технологий и 15 лет проработал в компьютерных отделах банков лондонского Сити, включая подразделение Goldman Sachs. И тогда его заработок в 5 раз превышал сумму нынешних. «Но Сити прожорлив, он вытягивает из тебя все жилы, на работу уходит все больше и больше времени. А потом рабочие места начали переводить в Индию. В результате слишком большое количество людей охотилось за все тающим количеством рабочих мест», — рассказывает Бигвуд.
В 2004 г. во время рождественских каникул он решил наконец уйти. Главная причина ухода была в том, что из-за работы у него не было возможности видеть троих своих маленьких детей. Его жена после их рождения тоже оставила карьеру в сфере компьютерных технологий. И они решили превратить в работу свое старое увлечение соколиной охотой.
Вместо колючей проволоки

«Очень трудно избавиться от голубей, пока не начнешь их стрелять или не обмотаешь стены здания колючей проволокой. А ведь голуби болеют страшными болезнями. Большинство лондонских голубей являются переносчиками клещей», — рассказывает Бигвуд. У супругов Бигвуд были личные сбережения в сумме 50 000 фунтов стерлингов ($81 665). На эти деньги они купили несколько ястребов, домики, где птицы могут жить, и фургончик для их перевозки. Кроме того, они наняли преподавателя, который мог бы обучить их ремеслу сокольничего. В последующие несколько лет бизнес Бигвудов неуклонно рос. Большую лепту в его развитие внесли крупные контракты с правительством по очистке от голубей здания парламента и Трафальгарской площади.
Сегодня Бигвуды держат 20 птиц. Каждый год они выбирают какую-нибудь одну сферу человеческой деятельности и придумывают имена для птиц, связанные с этой сферой. В этом году это кинематограф. Поэтому одного сокола назвали Гэтсби в честь героя фильма «Великий Гэтсби». Ангел же получил свое имя благодаря телесериалу «Баффи — истребительница вампиров». В тот год супруги отыгрывали тему вампиров.
Бигвуд отрицает, что занимается уничтожением голубей. Он ведь не ловит их в ловушки и не стреляет в них. Он просто защищает здания. «Даже если бы я начал войну за сокращение их популяции и не делал бы ничего другого, они бы все равно сюда вернулись жить. Я бы не смог их прогнать», — говорит он.
Бигвуд настаивает, что убийство птиц затруднило бы, а не облегчило его работу. «Если бы Ангел убивал голубей, то он, наверное, проводил бы на крыше зданий все ночи напролет, продолжая охотиться. Мне пришлось бы дежурить около него. И я бы не получил от этого никакого удовольствия», — говорит Бигвуд. И все же он допускает, что иногда ястреб случайно убивает голубей.
Единственный серьезный недостаток его работы в том, что когти ястреба порой задевают и ранят ему руки. Один раз птица отрезала ему когтем кончик пальца, и он провел некоторое время в больнице. Еще Бигвуду не нравится вставать в пять утра. Но в целом такая жизнь его устраивает. Друзья замечают, что он стал спокойнее и счастливее с тех пор, как занялся ремеслом сокольничего.
Быстрый поиск: Goldman Sachs Group
 
FT, 16.12.2013, Мария Подцероб


Комментариев нет:

Отправить комментарий