пятница, 22 ноября 2013 г.

Награда за ответ

Проводить опросы, останавливая прохожих на улице, — дело прошлого, решил молодой социолог Михаил Зарин и предложил рынку мобильные маркетинговые исследования
Оксана Гончарова
Ведомости
22.11.2013, 217 (3479)
Поделиться

Статья 
Отзывы 
Михаил Зарин верит, что у рынка мобильных исследований большое будущее Фото: М. Стулов / Ведомости Три процента
$300-350 млн — составляет рынок маркетинговых исследований в России, подсчитали в компании ESOMAR. Из них 20% приходится на онлайн-исследования и 1-3% — на мобильные опросы

Когда 12 лет назад компания МТС официально объявила об открытии своей сети в Санкт-Петербурге, жители Северной столицы почувствовали — в их город пришла мобильная революция. «Для меня самым ярким ее образом стали однокурсницы, которые, пряча hands free устройства в длинных волосах, успешно сдавали сессию, садясь к окну, чтобы «лучше ловило», — вспоминает Михаил Зарин, тогда студент факультета социологии Санкт-Петербургского университета. Параллельно учебе он работал в одном из исследовательских агентств. В то время опросы проводились на улице или по городскому телефону. «Я же начал обсуждать с друзьями мобильные опросы. Идея была крайне проста, но о бизнесе тогда никто из нас не помышлял», — говорит Зарин.
Получив диплом, молодой человек стал работать в компании INFON, которая разрабатывала и продавала мобильный контент, а в 2008 г. переехал из Петербурга в Москву и устроился в компанию CBOSS (производитель биллинговых систем для сотовых операторов). Он уволился с работы, когда в Москве все было в дыму, — 9 августа 2010 г. А 6 сентября получил учредительные документы собственной компании Mobiety, которая появилась благодаря участию в конкурсе бизнес-инкубатора Высшей школы экономики. Первый год ушел на разработку программного кода системы для мобильных опросов. На это потребовалось около $150 000. Часть денег Зарин взял из личных сбережений, а часть — у друзей и родственников, предложив им взамен долю в бизнесе (Зарину принадлежит 75% Mobiety).
Иностранцы вне игры

Проект Зарина занял второе место на конкурсе «Вышки» в 2010 г., рассказывает Наталия Федотова, руководитель акселерационных программ Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), экс-директор бизнес-инкубатора Высшей школы экономики. Кроме денежного приза в $3000, которых, как говорит Зарин, оказалось достаточно, чтобы принять решение об увольнении из CBOSS, ему предоставили место на резидентство в инкубаторе. «На тот момент мобильный опросник был прорывной технологией, несмотря на то что в Европе уже давно существовали подобные практики», — говорит Федотова.
«Я хорошо представлял, какой продукт хочу создать, — объясняет Зарин. — Мы разработали конструктор для легкого и самостоятельного программирования онлайн-анкет, распространения ссылок на анкеты через разные каналы и механизм вознаграждения за участие в опросах». Зарубежные аналоги, по его словам, не позволяли загрузить список сотовых телефонов и сделать по ним рассылку, а также пополнять счет абонента в знак благодарности за участие в опросе.
По словам Александра Шашкина, гендиректора исследовательской компании Online Market Intelligence (OMI), которая специализируется на онлайн-опросах, Зарин не единственный, кто предложил подобную технологию. «У нас тоже есть практический опыт проведения мобильных опросов», — замечает он.
Учесть все минусы

Когда продукт был готов, приходилось делать много бесплатных проектов, чтобы показать, в чем преимущества разработанной системы. «Исследовательским компаниям я предлагал различные кейсы, мы много экспериментировали, — вспоминает предприниматель. — Так, например, мы тестировали возможность использовать сети Qiwi для привлечения респондентов. После оплаты связи через терминалы абоненту приходила sms со ссылкой на наш опрос (анкета включала около 40 вопросов). К сожалению, отклик получился довольно низким — на 100 отправленных sms пришли лишь две заполненные анкеты. Зато мы сделали вывод, что анкета должна включать не больше 20-25 вопросов».
«Безусловно, с дальнейшим развитием технологий рынок мобильных исследований будет расти, — рассуждает Татьяна Глушкова, директор по исследованиям компании Smartberry Research. — Но у этого метода есть ограничения. Во-первых, заполняя анкету в телефоне, респондент часто отвлекается и может даже не дойти до ее конца. Во-вторых, опрос может прерваться из-за перебоев с доступом в интернет. Наконец, не все мобильные устройства имеют большой удобный экран и клавиатуру».
Что касается сотрудничества с сетями платежных терминалов, то участникам рынка оно тоже представляется сомнительным. «В этом случае можно говорить о специальных экспресс-опросах посетителей определенных торговых точек, — говорит Глушкова. — В череде повседневных дел и забот лишь небольшая доля пользователей будет готова принять участие в опросе — даже если им пообещают вознаграждение. В этом смысле уличные опросы эффективнее, так как интервьюер удерживает внимание респондента».
Заработать на приложении

«Как организатор конференций я никогда бы не стала проводить бумажные опросы: они неудобны и тяжелы в обработке, — объясняет Мария Адамян, куратор DigitalOctober, почему она сотрудничает с Mobiety. — Если говорить о нашей практике, то, поскольку нас интересуют мнения участников мероприятий, ответы опросов мы получаем в этот же день».
Два года спустя после запуска стартап заинтересовал российское исследовательское агентство с представительством в Лондоне Bojole research, которое специализируется на проведении количественных исследований, — весной 2012 г. Зарин заключил с ним соглашение о создании совместной компании и разработке продукта для международного рынка. Оборот компании Mobiety до того, как она стала частью Bojole research, за два года составил около $100 000.
«Коллеги из Bojole research предложили мне руководить операционной деятельностью компании в московском офисе и совместно развивать проект, нацеленный на зарубежный рынок», — рассказывает Зарин.
Вместе с Bojole research Зарин сделал несколько проектов. Например, опрос пользователей приложения WizeeShopping (гид по торговым центрам). Сама анкета была простая: исследователей интересовало, в какие торговые центры они ходят, откуда узнали про приложение и т. д. «Компания не предлагала никакого вознаграждения за участие в опросе, но получила почти 1000 анкет буквально за пять дней — это был очень хороший результат, — гордится предприниматель. — Мы поняли, что, размещая опросы в приложении, можно получать много откликов, а если развить систему вознаграждений, то это может стать отдельным бизнесом. По такому пути, например, сейчас пошел Google, выпустив для владельцев Android приложение GoogleOpinion Rewards, в котором, отвечая на вопросы, можно заработать деньги для приобретения контента в Google Play».
Быстрый поиск: СООО Мобильные телесистемы, CBOSS, Наталия Федотова, Мария Адамян, Google

Комментариев нет:

Отправить комментарий