понедельник, 25 ноября 2013 г.

Как построить город солнца

Немецкий инженер Йоахим Маасс хочет вернуть свет в темные города. Он рассказал Slon Magazine о своих идеях и фантастических технологиях, которые изменят наш быт

В норвежском городе Рьюкан даже в солнечные дни почти нет солнца: город стоит в самом центре глубокого ущелья, куда свет не проникает из-за тени от гор, особенно зимой. Немецкий инженер Йоахим Маасс придумал, как осветить Рьюкан: разместил над ним гелиостат, систему зеркал, которые поворачиваются и направляют лучи солнца в нужные места. Маасс занимался развитием инноваций в Siemens, а потом открыл свою компанию Solar Tower Systems, у которой есть проекты по солнечной энергии в Европе и Индии. Недавно он приехал в Москву и рассказал о своих изобретениях на конференции «Технологии фантастического» института «Стрелка». А Slon Magazine расспросил его о технологиях и городах будущего и о том, нужны ли нам утопии.

– Ваш проект с освещением норвежского города – о нем можно говорить как о примере социальной инженерии? Должен ли инженер беспокоиться о вопросах социальной ответственности?

– В рамках этого проекта говорить о социальной ответственности было бы не вполне правильно – проект был очень простым, без всяких подводных камней. Это была техническая задача обслуживания людей, которым не хватает освещения на определенной территории. А обычно, когда технология выходит на рынок, она приносит как пользу, так и определенный вред. Другой вопрос – что инженерия сегодня управляется бизнесом, и инженеры все реже и реже могут себе позволить отказаться от проектов по этическим соображениям. Вместо этого они все чаще принимают эту социальную ответственность на себя.


Рядом с норвежским городом Рьюканом когда-то стояла самая крупная в мире ГЭС, а теперь город надеется на энергию солнца

– Должен ли тогда инженер сегодня иметь междисциплинарную подготовку? Слушать лекции по политике и социологии, например?

– Когда я учился на инженера, у нас было много обязательных лекций по искусству и архитектуре. В моем университете уже тогда понимали, что у инженера есть определенная ответственность и что он должен быть более открытым знаниям, не всегда связанным с его специальностью. Технологии – это такой предмет, в который человек может уйти с головой и не замечать больше ничего; забыть о еде, об общении с родными. Главное, что нужно инженеру, – это уметь предвидеть, к чему могут привести твои изобретения. Если ты работаешь над ядерными технологиями, ты должен понимать, что их можно использовать в программах вооружения, а если ты работаешь над ядерной бомбой, ты должен себе представлять, какие последствия для общества это может вызвать.

– Какие инженерные разработки сегодня кажутся вам перспективными для применения в городах?

– Конечно же, наш солнечный проект (смеется) – мы его очень любим, и с его помощью мы надеемся осветить любой темный город в этом мире. Его можно применять и внутри помещений, технология приведет естественный свет к вам домой. Освещение городов – очень перспективная задача. Этот проект можно было бы реализовать, например, в Санкт-Петербурге, который находится на той же широте, что и Норвегия. Зимой в Санкт-Петербурге тоже темновато, да еще и падает тень от домов, а недостаток света влияет на качество нашей жизни. Технологии не то чтобы самые невероятные, все это возможно сделать уже сегодня. И это очень воодушевляет – получить солнечный свет там, где его никогда не было.

– А какие еще решения для городов будущего вам нравятся?

– Мне очень нравится идея, которую недавно обсуждали в Абу-Даби: полностью отделить пешеходный трафик от автомобильного. 

Весь город станет городом для пешеходов, а под землю отправятся электромобили, которые могут передвигаться самостоятельно, без водителя. Ты попадаешь в машину, закрываешь дверь, выбираешь пункт назначения, а потом двери открываются, ты поднимаешься на улицу и снова становишься пешеходом.

ПОДЕЛИТЬСЯ

В южных странах много говорят о способах регуляции микроклимата. Многим из этих способов сотни лет: это, например, идея строить узкие улицы с высокими зданиями, чтобы тень от одного здания покрывала другое. К тому же узкие улицы создают воздушные каналы, и созданный таким образом ветер обдувает город. Но это очень специфичная идея, а вот подземный трафик – концепция отличная и универсальная. Сегодня мы просто не можем гулять по городу, настолько он заполнен машинами; и Москва не исключение. Но это, конечно, только один аспект будущей архитектуры.

– Как вы думаете, к чему приведет применение технологий все более популярного искусственного климата? Города будут меньше отличаться друг от друга?

– Нет, города будут по-прежнему сильно отличаться друг от друга, но на отдельных участках земного шара температура станет более комфортной. Интересно, что уже сегодня можно увидеть своего рода перегибы: в Саудовской Аравии, например, очень гордятся своей роскошной системой кондиционирования – настолько роскошной, что ты даже мерзнешь летом. Снаружи +50, а в конференц-зале +15. Люди на севере думают об отоплении, люди на юге – о системе охлаждения, и это, я думаю, вечная история. Температурные различия всегда будут иметь место, хотя станут, может быть, более сглаженными.


Зеркала над городом направляют солнечные лучи в свмые темные его уголки

– А станет ли обыденная городская жизнь более технологичной?

– Мы слышим о достижениях медицины будущего, вплоть до того, что можно будет встроить в ваш мозг устройство, позволяющее регулировать температуру в доме и его освещение. Это многое поменяет. Думаешь: «Да будет свет» – и свет включается. Такие технологии придут на смену распознаванию речи; распознавание речи – это уже технология прошлого.

Все электрические приборы будут еще теснее связаны друг с другом. Электроника становится все более дешевой, и с помощью интернета легко будет установить связь между приборами. Я видел недавно холодильник с камерами внутри, чтобы в супермаркете вы могли заглянуть в телефон и посмотреть, осталось ли дома молоко. 

Вы больше не мучаетесь вопросом, есть ли еще в холодильнике йогурт и не забыли ли вы что-то купить, вы просто смотрите в телефон.

ПОДЕЛИТЬСЯ

– Что еще насчет новых идей для жилья?

– Море покрывает две трети земной поверхности. И возможно, города в будущем станут строить на воде. Лично я бы не отказался там жить – я моряк, я люблю море, люблю кататься под парусом и не знаю никого, кому бы не нравилось проводить время на пляже. Так что можно устроить дома на воде – может быть, на лодках, – и потом связать их инфраструктурой. Думаю, это будут интересные места для жизни.

– Сильно ли влияют на вас утопии? Хотели бы вы заняться строительством идеального города?

– Об этом, наверное, больше задумываются дизайнеры, это их вдохновляет. Но когда речь идет о функциональности, о технических вопросах, лучше оставить утопическое мышление в стороне. Это еще и вопрос финансирования. Люди, которые посвящают свою жизнь идеям, – это прекрасно, и общество должно иметь возможность обеспечивать эту роскошь. Но нужно задуматься: а кто будет это строить, кто будет добывать деньги? Возьмем космические путешествия. Когда пара богатых людей отправляется в космос – это фантастика, этого нельзя было бы представить для широкой публики десять лет назад. Автор этой идеи смог сделать мечты реальностью, потому что он еще и неплохой бизнесмен.

– Где вы как инженер проводите границу невозможного?

– Некоторые задачи невозможны, потому что мы пытаемся решить их умом, в котором есть ограничения. Человек с другим интеллектом – с другим опытом и образованием – подойдет к решению невозможной задачи с другой стороны. Поэтому нужно думать шире. У нас для этого есть полный комплект ученых и инженеров разных специальностей, и это помогает отодвинуть границу невозможного для нашей команды. Меня вдохновляют новые идеи, новые люди. Очень помогает сидеть у окна поезда и смотреть по сторонам. Интересные и даже случайные разговоры – бывает, случайные слова – заполняют пробелы в моем решении и помогают посмотреть на задачу по-другому.


http://slon.ru/biz/1021427/

Комментариев нет:

Отправить комментарий