пятница, 20 сентября 2013 г.

Как изменят возможности человечества смартфоны будущего

«Мы будем еще чаще смотреть на экраны своих телефонов», — Пол Джейкобс, генеральный директор компании Qualcomm
Как изменят возможности человечества смартфоны будущего, как на этой гонке за разработкой «умных» смартфонов планирует заработать компания Qualcomm, рассказал ее генеральный директор Пол Джейкобс
Валерий Кодачигов
Ведомости
19.09.2013, 172 (3434)
Поделиться
10 
Статья 
Отзывы 
Пол Джейкобс, генеральный директор компании Qualcomm Фото: С. Портер/Ведомости 
Биография
Родился в 1963 г. В 1984 г. получил степень бакалавра в Университете Беркли (Калифорния). В 1989 г. стал доктором наук
1990
инженер-разработчик Qualcomm, руководитель группы разработки программного обеспечения для процессоров по цифровой обработке сигналов для мобильных телефонов
1995
вице-президент Qualcomm, директор объединенного подразделения мобильных телефонов и интегральных схем
2000
исполнительный вице-президент Qualcomm
2005
генеральный директор Qualcomm, в 2009 г. к этой должности прибавился пост председателя совета директоров
 
Штрихи к портрету
«Мой любимый вид спорта — лыжи. Когда сезон проходит, я люблю заниматься в тренажерном зале».
«Еще я люблю путешествовать. Например, перед тем как приехать в Москву, я провел со своей семьей три дня в Петербурге». 
«Я люблю вкусно поесть, вино и вообще все приятные вещи в жизни».
Qualcomm
Разработчик беспроводных систем связи
Акционеры: почти 100% акций в свободном обращении, крупнейшие инвесторы — Black Rock (5,59%), Vanguard Group (4,77%), State Street (4,07%).
Капитализация — $119,4 млрд.
Финансовые показатели (девять месяцев финансового года, закончившихся 30 июня 2013 г):
выручка — $18,4 млрд,
чистая прибыль — $5,4 млрд.

Смартфоны — один из самых ходовых товаров в сегменте потребительской электроники. Эти устройства не могут существовать без мощных процессоров, потребляющих при этом относительно немного энергии. Конкуренция на рынке таких чипов очень жесткая, но Qualcomm удается удерживать почти его половину. Производитель и в будущем рассчитывает на лидерство на рынке гаджетов — даже тех, которые еще не изобретены, утверждает Пол Джейкобс.
Одним из основателей Qualcomm был отец Пола Джейкобса Ирвин. В 2005 г. Пол заменил отца на посту гендиректора компании.
Изначально Qualcomm разрабатывала сотовые телефоны и базовые станции для операторов. В 1999 г., когда CDMA2000 1X стал стандартом для связи 3G и оборудование для CDMA начали разрабатывать инфраструктурные производители, Qualcomm избавилась от инфраструктурного бизнеса. Телефонный бизнес компания продала в 2000 г., чтобы не конкурировать со своими клиентами — производителями мобильных устройств.
Сейчас ключевой продукт, который создает Qualcomm, — чипсеты и процессоры для мобильных устройств и инфраструктурного оборудования связи. Его технологии базируются на стандарте сотовой связи CDMA, который Qualcomm представила в 1989 г. Используя этот стандарт, работают, в частности, сети сотовой связи третьего поколения (3G).
Ставка на производство чипсетов и процессоров для мобильных устройств оказалась верной: в 2012 финансовом году выручка Qualcomm составила $19,2 млрд — на 28% больше, чем в предыдущем. Чистая прибыль выросла на 43% до $6,11 млрд. Отгрузки чипсетов для мобильных устройств достигли 590 млн штук. Qualcomm активно работает над тем, чтобы обогнать конкурентов в новинках, — в прошлом году инвестиции компании в исследования и разработки составили $4 млрд.
Ведь смартфоны будут занимать все больше места в жизни людей, уверен Джейкобс: «В перспективе нас ждет "интернет вещей" — смартфон позволит вам подключаться к предметам, окружающим вас в привычной обстановке, общаться с ними. Это, если хотите, такое шестое чувство. Уже сейчас с помощью смартфонов люди могут управлять освещением, отоплением, развлекательными системами в своих домах. На подходе — "умные" автомобили, которые могут, к примеру, подстраивать сиденья под владельца конкретного смартфона, самостоятельно включать его любимую музыку».
— Кто сейчас основные заказчики и партнеры Qualcomm? Меняется ли в последнее время их круг?
— На рынке производителей мобильных телефонов сейчас главенствуют Samsung и Apple — естественно, мы работаем с ними. Сейчас на базе процессоров Snapdragon (бренд Qualcomm. — «Ведомости»), в том числе на новых Snapdragon 600 и 800, работает порядка 850 устройств, которые уже продаются либо анонсированы и скоро поступят в продажу. Еще более 200 моделей на базе Snapdragon находятся в разработке. Мы работаем со множеством компаний — и в этом наше огромное преимущество. Довольно смешно смотрится, когда наши конкуренты рапортуют о выпуске одного-двух телефонов на базе их процессоров — на наших процессорах работают сотни моделей!
— Сейчас планшеты и смартфоны — самый ходовой товар на рынке портативной электроники. Вчера это были простые телефоны, а еще раньше — ноутбуки. А что станет таким продуктом завтра? Гаджеты в стиле очков-компьютера Google Glass или что-то еще?
— Google Glass и его аналоги имеют все шансы в будущем стать хитами продаж. Пользователя в них привлекает то, что с их помощью он находится в постоянном взаимодействии со своим мобильным устройством. Да, конечно, смартфон может скачивать почту, закачивать какие-то обновления — в общем, вести какую-то собственную жизнь, в которую его владелец не посвящен. А очки, часы и подобные им устройства позволяют вам всегда быть в курсе происходящего в окружающем вас киберпространстве. Согласно данным последних исследований, человек смотрит на экран своего телефона 150 раз в день. Каждый раз это довольно затратная в плане времени процедура: нужно достать телефон из кармана, разблокировать, ввести пароль. И я думаю, в будущем мы станем еще чаще смотреть на экраны своих телефонов, чем сейчас. Не случайно многие компании разрабатывают сейчас «умные» часы, у которых дисплей все время включен и которые также постоянно сообщают вам какую-то информацию.
— Какие еще проекты вы считаете перспективными?
— Facebook запустила свой проект Home, Microsoft — Live Tiles (активные иконки приложений, на которых проактивно обновляется информация. — «Ведомости»). Налицо тенденция предоставлять пользователю большее количество информации через то, что я называю «нулевой клик». В свою очередь российская компания Yota Devices разрабатывает смартфон с двойным экраном: один из них — это ридер на базе «электронных чернил», который постоянно включен, на нем все время отображается какая-то информация.
А в перспективе нас ждет «интернет вещей» — смартфон позволит вам подключаться к предметам, окружающим вас в привычной обстановке, общаться с ними. Это, если хотите, такое шестое чувство. Уже сейчас с помощью смартфонов люди могут управлять освещением, отоплением, развлекательными системами в своих домах. На подходе — «умные» автомобили, которые могут, к примеру, подстраивать сиденья под владельца конкретного смартфона, самостоятельно включать его любимую музыку.
Естественно, смартфоны приходят и на cмену кошелькам. Причем они не просто становятся платежными инструментами. Например, смартфон сам сможет заказывать блюда в ресторане, «зная» о предпочтениях своего владельца. В перспективе вы будете находиться в системе, где поставщики товаров и услуг станут получать информацию о ваших предпочтениях и на их основании делать таргетированное предложение.
Огромные перспективы открываются и для здравоохранения. Например, этот браслет (показывает гаджет на запястье) отображает уровень моей активности. В будущем системы станут более сложными. Они смогут отслеживать, например, мой пульс, уровень сахара в крови и т. д. В частности, в Сан-Диего (там расположена штаб-квартира Qualcomm. — «Ведомости») мы работаем с компанией, разработавшей сенсор, который можно внедрить в кровеносную систему: он позволяет предупредить человека о сердечном приступе за две недели до того, как он случится!
— Каковы основные тенденции мирового рынка мобильных процессоров?
— Процессор — не просто отдельный компонент, это целая экосистема. В нее входят собственно центральный процессор, графический процессор, цифровой сигнальный процессор, радиомодем для обеспечения связи. Скорость работы этой системы постоянно увеличивается — сейчас потребителю интересны устройства, процессоры которых поддерживают быстродействие свыше 2 ГГц.
Еще одна тенденция — поддержка передовых технологий передачи данных. Например, недавно Qualcomm совместно с Samsung анонсировали выпуск смартфона Galaxy S4, который будет поддерживать стандарт LTE-Advanced. Поддерживающие его мобильные устройства могут использовать более одного частотного диапазона, что обеспечивает более высокую скорость мобильного доступа в интернет (скорость передачи данных по этой технологии может достигать 150 Мбит/с. — «Ведомости»). Наши процессоры начали поддерживать самый современный стандарт WiFi — 802.11ac (скорость передачи данных может достигать 300 Мбит/с. — «Ведомости»).
— Сейчас в мире еще толком не успели развернуться сети четвертого поколения (4G LTE), а ряд производителей уже говорят о 5G. А вы когда ожидаете очередную смену поколений сотовой связи?
— Производители стараются расширять возможности сотовых сетей, насколько это возможно, — пользователям нужно все больше и больше информации. Но процесс развертывания сетей в будущем значительно изменится. Сегодня у нас есть сотовые вышки, транслирующие сигнал, который проникает в здание через стены и попадает в наши устройства. Однако в будущем сотовые сети станут транслировать сигнал изнутри помещения, через микросот, лучше сказать — малые соты, это название класса. Такая базовая станция будет стоить значительно дешевле смартфона. И такие устройства будут повсюду, чтобы обеспечивать высокую скорость передачи данных при минимальных затратах операторов. Наша цель — повысить производительность сетей в тысячу раз и настолько же сократить затраты, связанные с передачей данных. Не так уж важно, какого поколения эта связь. Важно, насколько легко мы сможем развертывать сети.
— Вероятно, социальные сети никогда бы не достигли теперешней популярности без помощи мобильных устройств. В то же время желание оставаться в социальных сетях повсюду стимулирует спрос на смартфоны. Как вы взаимодействуете с социальными сервисами? Что Qualcomm может предложить их разработчикам?
— Конечно, мы работаем с разработчиками приложений. Мы хотим, чтобы приложения работали гладко, плавно, чтобы они лучше выглядели на экране и потребляли меньше энергии. Еще один важный аспект, над которым мы трудимся вместе с разработчиками, — оптимизация сетей: многие приложения должны работать постоянно. Раз в год мы проводим специальную конференцию для разработчиков приложений, где мы делимся с ними опытом в плане работы с разными операционными системами. Кстати, мы проводили мероприятие IQ в Москве, чтобы пообщаться не только со своими российскими партнерами, но и с разработчиками. Qualcomm создает технологии, которые другие компании используют для создания готовых продуктов, сервисов. Но также мы помогаем партнерам, создающим приложения и гаджеты, которые в конечном счете и покупают пользователи.
— Qualcomm стала едва ли не первым в мире крупным производителем электроники, поддержавшим российскую систему спутниковой навигации «Глонасс». Зачем вам это понадобилось? Планируете ли вы в будущем поддерживать китайскую Bеidоu и европейскую Galileo?
— Функция определения местоположения очень важна для мобильного устройства, поэтому мы хотели поддержать «Глонасс», у которого очень хорошие показатели производительности. Когда можно объединить GPS и «Глонасс», навигация работает еще более точно и быстро. «Глонасс» стал для нас еще одной возможностью продемонстрировать отличие нашей продукции от чипов конкурентов. По мере появления новых систем позиционирования мы также будем их поддерживать.
Для нас самое важное — обеспечить максимальную производительность телефона. Сейчас пользователи определяют свое местоположение не только с помощью спутников, но путем триангуляции от сотовых вышек, с помощью WiFi и т. д. Мы постоянно ищем новые возможности для улучшения геопозиционирования.
— На рынке процессоров для десктопов и лэптопов давно сложилась дуополия Intel и AMD. На рынке процессоров для мобильных устройств игроков гораздо больше. Почему так происходит?
— Двух компаний мало, чтобы обслуживать рынок мобильных устройств. Места для конкуренции на нем предостаточно. Но совершенно очевидно, что его участников станет меньше, чем есть сейчас. Например, недавно компания Renesas объявила, что собирается уйти из LTE-бизнеса. Также этот бизнес решили покинуть STE Ericsson. Конечно, на рынке мобильных процессоров возможны слияния и поглощения, но более вероятен такой сценарий, при котором ряд его участников перенаправят усилия на более успешные для них направления.
— Недавно Qualcomm начала размещать в местах розничных продаж рекламные материалы для продвижения процессоров Snapdragon для мобильных устройств. Зачем вы это делаете? Разве потребителю важно, какой чипсет стоит в его мобильном телефоне?
— До сих пор мы имели дело только с производителями телефонов, которые решают, какой чипсет лучше для того или иного продукта. Но сейчас для нас становится очевидным, что связь с конечными потребителями нам тоже необходима. Мы хотим рассказать потребителю, на что способен его телефон, если он работает на процессоре Snapdragon. Это значит, что девайсу гарантирована максимальная производительность. В России мы начали эту прямую маркетинговую коммуникацию с конечным потребителем относительно недавно, но в других странах мы уже отмечаем рост спроса на устройства наших партнеров, которые работают на Snapdragon.
— Qualcomm возникла как довольно разносторонняя компания, однако позже она свернула часть бизнес-направлений. С чем это связано?
— В начале у нас было подразделение мобильных телефонов, инфраструктурное подразделение, операторский бизнес. Но затем мы осознали, что для нас будет лучше сконцентрировать усилия на создании новых технологий. И стали заниматься просто разработкой чипов — без производства, Qualcomm отдала его на аутсорсинг.
Мы продали операторский бизнес компании Leap, инфраструктурное подразделение — Ericsson, а телефонное — Kyocera: это произошло в 2000-х гг. С тех пор нашей задачей был органический рост. Мы приобрели несколько компаний, в том числе Atheros.
— Если я не ошибаюсь, покупка Atheros была рекордной сделкой для Qualcomm. Насколько вы довольны приобретением, насколько успешно прошла синергия двух компаний?
— Да, приобретение было очень успешным. Мы объединяем решения для смартфонов и электронные компоненты Atheros, которые востребованы, в частности, на рынке Smart TV. Технологии Atheros мы объединили с нашими для создания малых сот, служащих для тысячекратного увеличения пропускной способности сотовых сетей. И мы продолжаем интегрировать WiFi от Atheros в наши процессоры Snapdragon — таким образом мы получаем чип с интеграцией и сотовой, и WiFi-связи.
— Если мы говорим о сотовой связи — вы делаете решения и для операторов. Что сейчас наиболее востребовано ими, чего операторы ожидают от производителей? И в частности, чего ждут от вас российские операторы?
— Операторы много чего хотят. Одно из их пожеланий — доступные, недорогие смартфоны, которые позволяют компаниям связи охватить широкий круг абонентов. Также операторы спрашивают нас, как более эффективно доставлять видео на мобильные устройства. Ответ на их вопросы — такие технологии беспроводной связи, как LTE, LTE-Advanced, LTE-Broadcast. Также мы участвовали в разработке нового формата сжатия видеосигнала. Сейчас используется формат H.264, а в будущем появится формат H.265. И это позволяет сжать данные, передающиеся по сотовой сети, вдвое.
Операторы заинтересованы в сервисах, которые позволят им быть партнерами лидеров интернет-рынка — Google, Twitter, Facebook — или даже конкурировать с ними.
В России инженеры Qualcomm помогают оптимизировать сети для зимней Олимпиады в Сочи. Кстати, к 2015 г., согласно прогнозам, Россия станет лидирующей страной в Европе по количеству абонентов 3G\4G-связи. Экономика Западной Европы сейчас переживает непростые времена, это оказывает давление на инвестиции европейских операторов в развитие сетей. А в России с экономикой все достаточно хорошо, и операторы хотят переводить своих клиентов из сетей второго поколения в 3G и 4G, с тем чтобы предлагать им новые услуги. Я думаю, что Россия может стать европейским лидером в плане новых сотовых технологий.
— Не секрет, что на многих рынках западные компании теснят азиатские производители — сегмент микроэлектроники не исключение. Насколько это давление ощущает на себе Qualcomm?
— В нижнем, бюджетном, сегменте рынка чипсетов очень велика конкуренция. Там она лежит в ценовой плоскости — пространство для конкуренции в сфере технологий и возможностей устройств там невелико. Но Qualcomm по-прежнему активно работает в этом сегменте. Мы стараемся использовать в нижнем сегменте те наработки, которые делаются нами для сегмента Hi-end. Конкуренты понимают, что мы хотим снизить цены на смартфоны в этом сегменте, чтобы доступ к ним имело как можно больше потребителей. Если первый смартфон, который они покупают, очень дешевый, то вполне возможно, что следующая модель будет более продвинутая.
— Как, на ваш взгляд, будет меняться архитектура мобильных процессоров и какая архитектура наиболее перспективна сейчас на рынке электроники? ARM или какая-то еще?
— Я думаю, что у компании ARM очень сильные позиции, потому что набор инструкций, который она предлагает, используется очень многими компаниями мобильной индустрии. Qualcomm тоже использует инструкции ARM, но свои процессоры мы создаем самостоятельно. В отличие от многих других компаний, которые получают от ARM полностью готовый дизайн процессора, мы создаем собственный дизайн.
И результаты налицо. Если вы посмотрите на самые знаковые, популярные устройства, которые находятся в высшем ценовом диапазоне, они все работают на чипсетах от Qualcomm. Apple также использует набор инструкций ARM, но процессоры они разрабатывают самостоятельно. В настоящий момент мы не поставляем Apple процессоры, только радиокомпоненты, но, может быть, в будущем такая возможность появится.
— Какие революционные изменения в производстве микроэлектроники вы предвидите? Например, переход производителей с кремния на графен?
— Вообще, существует достаточно много технологий для производства микросхем. Компоненты на чипе становились все меньше. И чем меньше они становились, тем меньше становилась и цена транзистора. В наших чипах более миллиарда транзисторов.
Сейчас при переходе от одного поколения к следующему поколению чипов цена за транзистор не становится меньше. Всем известен закон Мура об увеличении производительности чипов, но сейчас этот процесс замедляется.
Быстрый поиск: Пол Джейкобс, Apple, Google, Facebook, Inc., Microsoft

Комментариев нет:

Отправить комментарий