Заметка адресована всем. Особенно тем, кто себя ищет. Особенно тем, кто хочет переустроить свою деятельность. Тем, кто видит, что мир изменяется, ускоряется, и не знает что делать, чтобы жить в нём комфортно.
В мире что-то происходит. Мир ускоряется, бежит, уплотняется время. Возникают ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПЕРЕГРУЗКИ, которые я рекомендую лечить ИНФОРМАЦИОННЫМИ ПРИВИВКАМИ. Много суеты, беготни. Технологии меняются мгновенно. Постоянно надо переучиваться, чтобы овладевать новыми компетенциями/навыками, чтобы оставаться конкурентноспособным. Чтобы с работы не выгнали, чтобы конкуренты не обогнали. Что происходит мы видим. А почему это происходит и что делать в сложившейся ситуации мы не знаем. Даже идентифицировать корень проблемы и правильно поставить задачу для решения не можем. Ответа на извечный вопрос кто виноват и что делать не находим.
Всё дело в том, что количество изобретений в единицу времени стало расти примерно по прилагаемому на рисунке графику (по оси oY - по вертикали). Дико расти. Особенно в последнее время. Для математиков - это почти экспонента. Но не экспонента. Потому как управляемая. Управляемая, в том числе в терминах бюджета. Потому как 95% бюджетов на науку тратиться на изобретение инструментов, изменяющих среду обитания человека (на создание технических протезов человеку - экскаватора, самолёта, парохода, автомобиля, космического аппарата, и т.д.). И только 5% денег идёт на исследования внутренних способностей человека (что человек может делать без экскаватора, без автомобиля, без компьютера, без добычи нефти и электростанции, без iPhone...). Поэтому мы сразу говорим - кривая роста изобретений в единицу времени управляема. Меняются и профессии для работы с «искусственными протезами человека». в 1900 году надо было управлять гужевой повозкой, в конце века - космической станцией. И поэтому надо постоянно переучиваться.
Давайте взглянем на концепции образования, как фактора передачи знаний следующим поколениям для сохранения выживаемости вида.
300 лет назад количество изобретений в единицу времени влияющих на жизнь человека было незначительным. Следующее поколение по сравнению с предыдущим жило в основном при тех же условиях. И знания, необходимые для выживания требовались практически те же. Как затопить печку, приготовить хлеб, срубить в нужный момент нужное дерево, построить дом... Соотношение стандартных задач к нестандартным было 1 к 99 (зелёным цветом на графике). По терминологии - нестандартная задача - та, с которой не сталкивалось человечество. В этом периоде главенствующей должна быть репродуктивная концепция образования. То есть: максимальное усвоение накопленного социокультурного опыта. Творчество не нужно для выживания человека. Для выживания надо только хорошо усвоить и реализовывать алгоритмы выживания, накопленные и отшлифованные человечеством.
В 20 веке ситуация стала меняться. Количество изобретений в единицу времени влияющих на жизнь человека стало расти значительно. Так что человек, не переучившийся с управления гужевой повозки на водителя автомобиля, оператора атомной станции или программиста космического аппарата - был уже неконкурентноспособен. Соотношение стандартных задач к нестандартным в этот период стало 50/50, что примерно равно углу наклона кривой. Парадигмой образования должно было стать образование непрерывное. Если ты не переучился в течение всей жизни, не освоил несколько профессий - то высока вероятность стать аутсайдером.
Ну а сейчас после 2000 годов мы подходим к тому, что мы настолько изменили среду обитания и создали искусственную среду, которая настолько быстро меняется, что стандартных задач, которые надо решать для выживания практически не осталось. Их дай Бог 1 на 99 нестандартных, требующих творческого подхода: как рекламировать продукт на рынке перенасыщенном рекламой, как избавить Москву от пробок, как очистить сточные воды от неразлагающихся полимеров... И теряет человек конкурентноспособность.
А ведь есть порог адаптации человека к быстроменяющемуся миру. И для каждого он вполне конкретный. И его можно определить числом. Андрей Всеволодович Курбатов проводил тесты на занятиях в школе, давая задачи по математике. Весь класс решил - хорошо. Кто-то решил, а кто-то нет - тоже неплохо. А вот если дали такие задачи, что не решил никто - это достигнут порог адаптации класса в решении данных задач. А если задачи ставит сама жизнь. В 1991 году мы хорошо увидели как профессора стали дворниками. Иные, не справившись с быстроизменившейся средой (был достигнут их порог адаптации) - ушли из жизни. Бабушка не сумела заплатить за квартиру через терминал и электронный кошелёк - выгнали из квартиры за неуплату. Если попросила кого-то, кто заплатил за неё - она смогла адаптироваться, выжила.
Для лягушек - вывелись мальки в луже. А лужа сохнет. Если мальки успевают перебраться в соседнюю лужу - хорошо. Если лужа сохнет слишком быстро и мальки не смогли перебраться в соседнюю лужу - то достигнут порог их адаптации.
Так выходит, в Новом Мире выходят на первый план адаптационные возможности? Насколько человек успевает адаптироваться к быстроменяющемуся миру? А умение адаптироваться - это постоянно решать нестандартные задачи. То есть творить.
Творчество по-новому - это не только рисование картин. Творчество - решение новых нестандартных задач, с которыми ещё не сталкивалось человечество. Старые задачи в новых условиях - это тоже новые задачи. Потому как и решать их надо по другому. Мой любимый пример с жарким вагоном в метро. Тот же вагон. То же метро. В одном случае - в вагоне нет кондиционера. В другом - работает кондиционер. В первом случае в заданных условиях надо открыть окно. Во втором случае - закрыть окно, чтобы стало прохладнее. Если смекнул про кондиционер - смог адаптироваться - успешно решил задачу. На рынок в Минске раньше ходили и покупали свежие овощи и грибы. В какой-то момент, кто не купил себе дозиметр (это не шутка!) и не перестал грибы есть - умерли. Не смогли адаптироваться к новым условиям.
Отсюда и парадигма образования должна стать адаптивной. Потому как учебный план устаревает на момент его написания «по старинке», а на третьем курсе студентам не нужно уже больше 60% того, что им начитали на лекциях. И чем дальше - тех хуже при существовании старой парадигмы образования. Выходит образование должно стать творческим, повышающим адаптационные возможности человека.
А творчеству всегда и учили, например, в Царскосельском лицее. Учили импровизировать на музыкальных инструментах, учили языкам, учили писать стихи, учили рисовать, вышивать крестиком... Фундамент многих гениальных учебных заведений - это творчество. Даже в советское время Дворцы Культуры компенсировали недостатки традиционной школы и Советское образование было очень неплохим.
Почему я говорю про образование? Потому что образование - это экономикообразующий фактор. Как научил людей - такую экономику они и строят. Научил договариваться - не будет войн. Научил создавать инновации - будет экономика инновационной. Лет через 20.
На примере бизнеса. Для бизнеса есть понятный критерий эффективности. Деньги. Многие знают, что 3 «правильных» креативных человека зачастую могут не только рисовать картины и писать стихи, но и продать нефти на порядок больше, чем 1000 офисных сотрудников.
А бизнес как никто другой знает, что кончились кадры, которые способны решать текущие задачи бизнеса. Кризис кадров на дворе. Да потому что учат по-старому. А задачи в бизнесе стали все нестандартными. И подходить даже к продаже нефти теперь надо творчески. По-другому - не выживешь.
И осозанные магнаты и воротилы бизнеса уже посылают свой топ-менеджмент учиться не на MBA (Master of Business Administrator). Они посылают их на MA (Master of Arts) - учиться рисовать, философствовать, изучать языки.
Творчество снимает маски с людей. Поэтому решение психологических проблем в стиле - слепите из пластилина ваш страх, как он выглядит - очень действенное лекарство. Давайте не копаться в грязном белье внутренних страхов, а попробуем научиться импровизировать на баяне и вырезать из дерева прекрасные вещи. Нельзя творить и быть в маске. Поэтому "правильное" творчество помогает раскрыть себя, снять всю шелуху, очистить от лжи по листочкам, как капусту. Мы же боимся себя в городе. Потому и держим в гардеробе множество несуразных, порой, лицемерных масок. Сократа как-то спросили: "Что проще всего?" -Давать советы. "А что сложнее всего?" -Познать себя. Без творчества себя не познать.
Кто более успешен в новом мире - кто может найти решение задачи в нестандартной ситуации, или кто действует по инструкции, в которой нет решений, потому как задача нестандартная?
Научить творить можно любого. Мы когда ходим нестандартными путями по улице - мы творим. Когда мы разговариваем с кем-то - мы творим из слов нечто новое. Когда готовим себе пищу - творим. Надо только понять основные принципы и понять - что есть творчество и импровизация. И начать с ней работать. Совершенствовать.
Образование традиционное, даже «традиционное» обучение музыке, рисованию, танцу - среднестатистически отбивает всё желание творить. И вот идёт школьник, готовый проломить мольберт и сбросить свой ненавистный рояль с 5ого этажа и проломить скрипкой голову преподавателю. Здесь не пахнет творчеством.
К счастью, методики научиться быстро творить по-настоящему и с любовью сохранены и лежат на поверхности. Приглашаю Вас в АКАДЕМИЮ РАЗВИТИЯ АДАПТИВНОСТИ!
ruslanbk responded:
Очень интересно. Заставляет переосмыслить процесс восприятия действительности. Прислушался к себе - да. согласен. Спасибо за интересный пост. и ещё один нюанс про Минск и грибы.
Я в то время жил там и даже ходил на первомайскую постчернобыльскую демонстрацию под стягами, на которые падали хлопья радиоактивного праха.
Там была ситуация не с адаптацией, а искусственный отбор. Все, кто любил грибы - умерли. Кто не любил - остались жить. Теперь грибы там едят только туристы. А те, кто купил себе дозиметр, безусловно выжили, но ненадолго. Они потом все погибли от посттравматического шока. От осознания того, что могли бы откинуть копыта и, что странно некоторые от осознания того факта, что больше не смогут спокойно есть грибы.
Так за месяц население Белоруссии уменьшилось на 30%.
Адаптация ли это?))
P.S. Беда нашего общества в том, что группа туполобых лидеров с чугунными задницами никогда не позволит влиться в свои ряды другой породе людей - добрых, с чувствовм юмора, творческих и не жадных. Так что опять - революция.
Комментариев нет:
Отправить комментарий