Актуальный эксперимент от семейного психолога
Деткам от 12 до 18 лет предложили добровольно провести восемь часов
наедине с самим собой, исключив возможность пользоваться средствами
коммуникации (мобильные телефоны, интернет). При этом им запрещалось
включать компьютер, любые гаджеты, радио и телевизор. Зато разрешался
целый ряд классических занятий наедине с собой: письмо, чтение, игра
на музыкальных инструментах, рисование, рукоделие, пение, прогулки и
т.п.
Автор эксперимента хотела доказать свою рабочую гипотезу о том, что
современные детки чересчур много развлекаются, не в состоянии сами
себя занять и совершенно не знакомы со своим внутренним миром. По
правилам проведения эксперимента, дети должны были прийти строго на
следующий день и рассказать, как прошло испытание на одиночество. Им
разрешалось описывать своё состояние во время эксперимента, записывать
действия и мысли. В случае чрезмерного беспокойства, дискомфорта или
напряжения психолог рекомендовала немедленно прекратить эксперимент,
записать время и причину его прекращения.
На первый взгляд, затея эксперимента кажется весьма безобидной. Вот и
психолог ошибочно полагала, что это будет совершенно безопасно.
Настолько шокирующих результатов эксперимента не ожидал никто. Из 68
участников до конца эксперимент довели только лишь ТРОЕ - одна девочка
и два мальчика. У троих возникли суицидальные мысли. Пятеро испытали
острые "панические атаки". У 27 наблюдались прямые вегетативные
симптомы - тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, боль в
животе, ощущение "шевеления" волос на голове и т.п. Практически каждый
испытал чувство страха и беспокойства.
Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла
практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять
человек из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три
(и больше) часа одиночества.
Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла мне
дневник, в котором она все восемь часов подробно описывала свое
состояние. Тут уже волосы зашевелились на голове у психолога. Из
этичных соображений, она не стала публиковать эти записи.
Что делали подростки во время эксперимента?
-- готовили еду, ели;
-- читали или пытались читать,
-- делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от
отчаяния многие схватились за учебники);
-- смотрели в окно или шатались по квартире;
-- вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было
запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или
кассирши -- не в счет);
-- складывали головоломки или конструктор <<Лего>>;
-- рисовали или пытались рисовать;
-- мылись;
-- убирались в комнате или квартире;
-- играли с собакой или кошкой;
-- занимались на тренажерах или делали гимнастику;
-- записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;
-- играли на гитаре, пианино (один -- на флейте);
-- трое писали стихи или прозу;
-- один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах;
-- одна девочка вышивала по канве;
-- один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался
до того, что его начало рвать;
-- один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25 км;
-- одна девочка пошла в Музей политической истории и еще один мальчик --
в зоопарк;
-- одна девочка молилась.
Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не
получилось, в голове навязчиво крутились <<дурацкие>> мысли.
Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20
позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро
пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или
погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу
включили музыку или сунули в уши наушники.
Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента.
63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным
для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают,
что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.
При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек
употреблял словосочетания <<зависимость>>, <<получается, я не могу жить
без...>>, <<доза>>, <<ломка>>, <<синдром отмены>>, <<мне все время нужно...>>,
<<слезть с иглы>> и т. д. Все без исключения говорили о том, что были
ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе
эксперимента, но не сумели их внимательно <<рассмотреть>> из-за
ухудшения общего состояния.
Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь
часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с
собакой. Другой сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а
потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе
эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения
<<странных>> мыслей.
Получив такие результаты, семейный психолог испугалась. Гипотеза
гипотезой, но когда она вот так подтверждается... А ведь надо еще
учесть, что в эксперименте принимали участие не все подряд, а лишь те,
кто заинтересовался и согласился.
Деткам от 12 до 18 лет предложили добровольно провести восемь часов
наедине с самим собой, исключив возможность пользоваться средствами
коммуникации (мобильные телефоны, интернет). При этом им запрещалось
включать компьютер, любые гаджеты, радио и телевизор. Зато разрешался
целый ряд классических занятий наедине с собой: письмо, чтение, игра
на музыкальных инструментах, рисование, рукоделие, пение, прогулки и
т.п.
Автор эксперимента хотела доказать свою рабочую гипотезу о том, что
современные детки чересчур много развлекаются, не в состоянии сами
себя занять и совершенно не знакомы со своим внутренним миром. По
правилам проведения эксперимента, дети должны были прийти строго на
следующий день и рассказать, как прошло испытание на одиночество. Им
разрешалось описывать своё состояние во время эксперимента, записывать
действия и мысли. В случае чрезмерного беспокойства, дискомфорта или
напряжения психолог рекомендовала немедленно прекратить эксперимент,
записать время и причину его прекращения.
На первый взгляд, затея эксперимента кажется весьма безобидной. Вот и
психолог ошибочно полагала, что это будет совершенно безопасно.
Настолько шокирующих результатов эксперимента не ожидал никто. Из 68
участников до конца эксперимент довели только лишь ТРОЕ - одна девочка
и два мальчика. У троих возникли суицидальные мысли. Пятеро испытали
острые "панические атаки". У 27 наблюдались прямые вегетативные
симптомы - тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, боль в
животе, ощущение "шевеления" волос на голове и т.п. Практически каждый
испытал чувство страха и беспокойства.
Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла
практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять
человек из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три
(и больше) часа одиночества.
Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла мне
дневник, в котором она все восемь часов подробно описывала свое
состояние. Тут уже волосы зашевелились на голове у психолога. Из
этичных соображений, она не стала публиковать эти записи.
Что делали подростки во время эксперимента?
-- готовили еду, ели;
-- читали или пытались читать,
-- делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от
отчаяния многие схватились за учебники);
-- смотрели в окно или шатались по квартире;
-- вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было
запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или
кассирши -- не в счет);
-- складывали головоломки или конструктор <<Лего>>;
-- рисовали или пытались рисовать;
-- мылись;
-- убирались в комнате или квартире;
-- играли с собакой или кошкой;
-- занимались на тренажерах или делали гимнастику;
-- записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;
-- играли на гитаре, пианино (один -- на флейте);
-- трое писали стихи или прозу;
-- один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах;
-- одна девочка вышивала по канве;
-- один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался
до того, что его начало рвать;
-- один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25 км;
-- одна девочка пошла в Музей политической истории и еще один мальчик --
в зоопарк;
-- одна девочка молилась.
Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не
получилось, в голове навязчиво крутились <<дурацкие>> мысли.
Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20
позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро
пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или
погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу
включили музыку или сунули в уши наушники.
Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента.
63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным
для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают,
что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.
При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек
употреблял словосочетания <<зависимость>>, <<получается, я не могу жить
без...>>, <<доза>>, <<ломка>>, <<синдром отмены>>, <<мне все время нужно...>>,
<<слезть с иглы>> и т. д. Все без исключения говорили о том, что были
ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе
эксперимента, но не сумели их внимательно <<рассмотреть>> из-за
ухудшения общего состояния.
Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь
часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с
собакой. Другой сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а
потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе
эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения
<<странных>> мыслей.
Получив такие результаты, семейный психолог испугалась. Гипотеза
гипотезой, но когда она вот так подтверждается... А ведь надо еще
учесть, что в эксперименте принимали участие не все подряд, а лишь те,
кто заинтересовался и согласился.
Комментариев нет:
Отправить комментарий